В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.
Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа давно уже нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. Ваша цель – убедить адресата в чём- либо, укрепить или изменить его мнение. Аргументация – способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров. Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, подтверждающие аргумент.
Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрации к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух. Аргумент 2 Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики. Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.
логические аргументы – доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы; психологические аргументы –доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убежденность пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям).
примеры; цитаты; аналогии.
Наиболее используемый вид аргумента, так как он обеспечивает композиционную цельность создаваемого текста. Примером называют факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления уже сделанного обобщения.
Ключевым критерием примера, определяющим его действенность, является его доказательная сила, которая измеряется способностью обобщать те или иные жизненные явления. Если мы, обосновывая какой- либо тезис, приводим случай из личной жизни, такой пример лишь статистически удваивает достоверность рассматриваемого явления.
Если же мы приводим факт из научной книги, известного классического произведения, то доказательная сила такого примера будет на порядок выше, так как он является результатом пытливого осмысления наиболее характерных явлений действительности.
– ссылки на авторитетное мнение. Изречения, афоризмы, пословицы стали ёмкими формулами мудрости, определяющей жизненную практику людей. Используя цитату в качестве аргумента, выпускник показывает степень освоенности общечеловеческой культуры.
Умозаключения по аналогии, в которых знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект.
Проиллюстрируем это определение: «Садовники знают, что в середине января начинается время самых жёстких холодов. Чтобы спасти фруктовые деревья от гибели, они подгребают снег, кутают стволы одеялами, жгут солому… Точно так же надо беречь светлые чувства от убийственного холода цинизма и безверия».
В структуре приведенного фрагмента две части: 1)фруктовые деревья – губительный холод для них; 2)человеческая душа – разрушающие её, подобно холоду, цинизм и безверие. Связывает эти два плана мысль о необходимости оберегать то, что является ценным для человека.
Произошло смысловое сближение двух совершенно разных объектов. Выявленное сущностное тождество разных уровней бытия наделяет аналогию могучей убеждающей силой.
Типичный способ развёртывания сочинения: 1. Выделяется проблема исходного текста. Выполняется её комментарий. 2. Формулируется авторская позиция, выраженная в исходном тексте. 3. Автор сочинения выражает своё отношение к выявленной позиции. 4. Проводится аргументация выраженного мнения.
Аргументация выполняет определённую функцию и занимает то место в композиции сочинения, которое этой функцией определено. Таким образом, аргумент должен удовлетворять двум главным требованиям: 1. Обосновать сформулированный тезис. 2. Обеспечить композиционную цельность текста.
1) В русской литературе есть немало примеров, которые показывают любовь простых людей к своей Родине. 2) Вспомним хотя бы такое произведение, как роман Л. Н. Толстого «Война и мир». 3) Тема патриотизма является главной также в стихах С.А. Есенина.
1) В русской литературе есть немало примеров, которые показывают любовь простых людей к своей Родине. В первом предложении автор сочинения делает переход к тому положению, которое он будет обосновывать – любовь к родине. Это действие выполнено правильно, т.к. оно обеспечивает смысловую связь этого абзаца с предыдущими частями сочинения.
2) Вспомним хотя бы такое произведение, как роман Л. Н. Толстого «Война и мир». 3) Тема патриотизма является главной также в стихах С.А. Есенина. Но во втором и третьем предложениях аргументация не развёрнута, она подменена короткой ссылкой, которая делает заявленную позиции формальной, неубедительной.
Аргумент должен содержать тот объём фактуальной информации, который является необходимым и достаточным для формулирования обоснованных выводов и оценок.
Во время Великой французской революции врач Ж. Гийотен придумал новое орудие казни, которое позже назвали гильотиной. Это устройство стало зловещим символом той эпохи. Фактуальная информация исчерпывающая.
Но приведённый факт лишён комментария, в нём отсутствует необходимая информация. Что доказывает этот пример: кровавый характер революционных перемен? антигуманность технического прогресса, не одухотворенного заботой о человеке? последствия измены призванию врача? Неизвестно! Поэтому данный пример обладает недостаточной доказательной силой.
Аргумент представляет собой фрагмент, в структуре которого можно выделить два компонента: 1. Исходный тезис (вывод), обеспечивающий композиционно-смысловую связь с предыдущими частями сочинения. 2. Фактуальная информация (собственно цитата, пример, иллюстрация тезиса), обеспечивающая доказательную силу. 3.Вывод.
Пример введения тезиса: 1) Мысль о том, что чувство дружбы выявляет нравственную сущность человека, можно подтвердить следующим примером. 2) Вспомним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором … (далее рассматриваются взаимоотношения Аркадия и Базарова в аспекте приведенного тезиса).
Введение примера: 1) Галилео Галилей экспериментально доказал гелиоцентрическую модель Вселенной. Наблюдая за движением небесных тел в телескоп, он с помощью вычислений пришёл к выводу, который противоречил Священному Писанию. Когда против «богопротивной ереси» выступили многие учёные, Галилей предложил им посмотреть в телескоп, чтобы они своими глазами убедились в верности его теории. Но противники отказались. 2) Этот пример свидетельствует о том, что…