Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности Бакиева Г.А.., заместитель директора по УВР МОУ СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области
На современном этапе развития общества информационная культура приобретает весьма важное значение. Информационная культура учителя – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений для результативной профессиональной деятельности в информационно- образовательной среде.
Поэтому информационные технологии играют ключевую роль в деятельности современного учителя. Они являются основой или одним из основных компонентов современных технологий, именно они позволяют моделировать современные технологии, дают высокую мотивацию к обучению, и в учебной и внеучебной деятельности.
Информационная культура учителя включает два основных компонента: мировоззренческий и технологический. Информационная культура учителя включает два основных компонента: мировоззренческий и технологический. Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией. Технологический – из информационных умений, связанных с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно- коммуникативных технологий.
Содержание труда учителя, ведущего инновационную деятельность, постоянно обогащается новыми требованиями к качеству его работы, новыми компетенциями. Информационная компетентность педагога включает владение такими компетенциями, - как умение извлекать информацию из различных источников - знание особенностей информационных потоков в своей предметной области - владение основами аналитико-синтетической переработки информации - знание структуры правил подготовки и оформления новых информационных продуктов с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.
Содержание труда учителя, ведущего инновационную деятельность, постоянно обогащается новыми требованиями к качеству его работы, новыми компетенциями. В результате все чаще ставится вопрос о переориентации профессионального педагогического образования на компетенции.
Информационная компетентность педагога включает владение такими компетенциями как умение извлекать информацию из различных источников, знание особенностей информационных потоков в своей предметной области владение основами аналитико-синтетической переработки информации знание структуры, правил подготовки и оформления новых информационных продуктов с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.
Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом информационной культуры, учитель в процессе инновационной деятельности, оказывается в ситуации, когда применение известных технологических алгоритмов по созданию информационных продуктов идет в ситуации творчества. Творчество – деятельность, рождающая нечто качественно новое, отличающееся своеобразием, оригинальностью, создающая новые материальные и духовные ценности, имеющие общественную значимость
Именно владение информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры
В нашей школе была разработана программа создания единой информационной среды, обеспечивающей формирование информационной культуры педагогов и повышение качества образования, по следующим направлениям: информатизация управления (с внедрением безбумажных технологий); внедрение информационных технологий в учебный процесс и воспитательную работу для обеспечения условий формирования информационной культуры обучающихся, повышения профессиональной компетенции педагогов и активизации учебного процесса; создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
I направление. Информатизация управления (с внедрением безбумажных технологий) «Электронное портфолио» обучающихся – это электронный документ, в котором фиксируются и накапливаются индивидуальные образовательные достижения обучающихся за определенный период обучения и приводится оценка компетентностного уровня школьников. В приложении к « электронному портфолио» содержатся основные творческие работы и проекты обучающихся, отзывы о достижениях школьников, заверенные копии документов, подтверждающих результативность участия в различных мероприятиях.«Электронное портфолио» «Электронное портфолио» определяет образовательный рейтинг обучающихся и позволяет осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, дальнейший путь успешной социализации. информатизация управления (с внедрением безбумажных технологий); Модель «электронного портфолио» учащихся было составлено на основании приказа 616 Министерства образования Саратовской области от «Об утверждении локальных актов по реализации КПМО на территории Саратовской области в 2008 году»приказа 616
2 направление. Внедрение информационных технологий в учебный процесс и воспитательную работу. В настоящее время в школе 8 (50% )учебных кабинетов оснащенных компьютерами. В школе 1 компьютерный класс, 2 интерактивные доски, 6 мультимедийных проекторов. На базе школы была организована площадка по обучению педагогов по программе Intel «Обучение для будущего». 97 % процентов педагогов школы прошли обучение по данной программе. Развивающееся информационное пространство школы позволяет создать условия для повышения качества образования, формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса, которые отражаются в результативности деятельности педагогов и учащихся. В школе стабильно работает большая группа педагогов, активно использующих информационные технологии в урочной, внеурочной и иной педагогической деятельности (подготовка и проведение уроков, внеклассных предметных и воспитательных мероприятий, школьной научно-практической конференции, классных и общешкольных родительских собраний, заседаний педагогических советов, совещаний, семинаров и т.д.). Например, уроки с применением средств ИКТ проводятся по истории, физике, химии, географии, русскому языку, математике, английскому языку.
Педагогам и учащимся обеспечен доступ к ресурсам глобальной сети в течение всего рабочего дня. Учащиеся ведут под руководством учителя поиск необходимой информации для решения учебных задач и научно- исследовательской деятельности в информационных базах Интернет; Зам директора по вопросам информатизации: поддерживает работу сайта школы консультирует учителей, учащихся, родителей по использованию ресурсов Интранет/Интернет сети; Администрация школы: организует совместную деятельность сотрудников школы, разработку согласованных планов работы и их исполнение; использует данные, представленные в сети Интернет, по различным образовательным вопросам для повышения качества образовательного процесса, в том числе качества мониторинга (собирается информация к совещаниям, педсоветам, конференциям, родительским собраниям, готовятся проекты решений, презентации); организует публикацию результатов работы школы на сайте школы.
3 направление. Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство. Создание школьного сайта)позволило родителям: получать информацию о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; знакомиться с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса посредством сайта школы. В стадии проекта создание смс – дневников учащихся. Создание специальной рассылки поможет родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в нашем учреждении. Для этого необходимо всего лишь собрать их электронные адреса и регулярно и заблаговременно (например, раз в две недели) сообщать членам семьи о какомто событии или достижении. Основной девиз здесь - «Все, что вы узнали сами, расскажите другим родителям!». Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Естественно, информация о достижениях конкретного ребенка – это информация приоритетной важности. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать письма с хорошим настроением.
Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать. Сеймур Пайперт