ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках русского языка и литературы Проектное задание Выполнила: Панова Жанна Викторовна Учитель русского языка и литературы МОУ «ВСОШ 2» Волосовский район
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого - педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Функции здоровьесберегающей технологии: Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни. диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля. адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здраво творчество. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта. интегративная: объединяет народный опыт.
Типы технологий Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арт терапия) Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Классификация здоровьесберегающих технологий. По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Работа на уроке в режиме смены динамических поз. Правильная поза ученика во время занятий за столом длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка высота ножек стула должна равняться длине голени. голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует см тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов
Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки, динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек Наличие эмоциональных разрядок (необходимы для снятия умственного напряжения, утомления) поговорка высказывание веселое четверостишие юмористическая/ поучительная картинка Положительные эмоции Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
Профессор, доктор медицинских наук Брехман И.И. Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают.