Информационная безопасность детей: что нужно знать библиотекарю ОУ Семинар 1 Коновалова И.А., методист МБОУ ДПО(ПК)С «ММЦ»
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (ФЗ, 2010). Концепция информационной безопасности детей Концепция информационной безопасности детей Раздел 7 Критерии информационной безопасности Раздел 7 Критерии информационной безопасности Раздел 7 Критерии информационной безопасности Раздел 7 Критерии информационной безопасности информационной продукции информационной продукции (С.39, 80) информационной продукции Раздел 12 Анализ действующего законодательства РФ по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (см. 12.4) Раздел 12 Анализ действующего законодательства РФ по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (см. 12.4) Раздел 20. Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков Раздел 20. Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков
Федеральный закон 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Глава 1. Общие положения Глава 2. Классификация информационной продукции Глава 3. Требования к обороту информационной продукции Глава 4. Экспертиза информационной продукции Глава 5. Контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию Глава 6. Ответственность за правонарушение в сфере защиты детей от информации… Глава 7. Заключительные положения
28 июля 2012 был принят Федеральный закон 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 28 июля 2012 был принят Федеральный закон 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон 139-ФЗ от 28 июля 2012 года Статья 14. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей 1. Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. 1. Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Контентная фильтрация (средства контентной фильтрации )- фильтрация данных, передаваемых по каким-либо каналам, по их содержанию. Представляет собой интеллектуальный процесс анализа содержания представленной в Интернете информации
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
materials materials
Варианты контентной фильтрации -локально на каждом ПК; -с помощью программы – фильтра, установленной на компьютере, контролирующем доступ в сеть Интернет всех ПК, входящих в локальную сеть ОУ (более надежна)
Оценка содержания: (1) Для кого предназначен ресурс? Для кого предназначен ресурс? Какова его цель? Какую информацию он содержит? Какова его цель? Какую информацию он содержит? Полнота и достоверность информации на сайте? (для этого обратиться к комментариям, другим источникам по возможности не электронным) Полнота и достоверность информации на сайте? (для этого обратиться к комментариям, другим источникам по возможности не электронным) Какие остальные источники (печатные и электронные) доступны по Какие остальные источники (печатные и электронные) доступны по данной теме? данной теме? Какова ценность рассматриваемого источника в сравнении с другими по данной теме? Какова ценность рассматриваемого источника в сравнении с другими по данной теме? Какова дата создания сайта и дата создания документов в нем? Какова дата создания сайта и дата создания документов в нем? Насколько полно освещает обсуждаемый вопрос предоставленная Насколько полно освещает обсуждаемый вопрос предоставленная сайтом информация? сайтом информация?
Оценка содержания(2) Каков критерий отбора ссылок на другие Интернет-ресурсы на этом Каков критерий отбора ссылок на другие Интернет-ресурсы на этом сайте? Позволяет ли информация ресурсов, на которые выводят ссылки, Позволяет ли информация ресурсов, на которые выводят ссылки, создать по изучаемому вопросу целостное впечатление? Какая дополнительная информация содержится в Интернет-ресурсах Какая дополнительная информация содержится в Интернет-ресурсах (ссылках) на данном сайте? Насколько доступна по манере изложения информация, размещенная на этом сайте? Насколько доступна по манере изложения информация, размещенная на этом сайте? В чем ценность информации данного сайта? В чем ценность информации данного сайта? Есть ли доступ к мультимедийным ресурсам?м сайте? Есть ли доступ к мультимедийным ресурсам?м сайте?
Оценка источников и данных Кто является автором данного сайта? Кто является автором данного сайта? Насколько авторитетны его разработчик или группа разработчиков? Насколько авторитетны его разработчик или группа разработчиков? Насколько они владеют информацией по данной проблеме? Насколько они владеют информацией по данной проблеме? Кто является спонсором данного сайта (если таковой имеется)? Не могло ли это отразиться на содержании сайта? Кто является спонсором данного сайта (если таковой имеется)? Не могло ли это отразиться на содержании сайта? Когда сайт был разработан и опубликован? Когда сайт был разработан и опубликован? Когда выполнялось его последнее обновление? Когда выполнялось его последнее обновление? Насколько свежими являются ссылки? Насколько свежими являются ссылки? Насколько надѐжны ссылки? Насколько надѐжны ссылки? Есть ли неработающие ссылки? Есть ли неработающие ссылки? Доступна ли контактная информация для связи с разработчиком сайта? Доступна ли контактная информация для связи с разработчиком сайта?
Оценка структуры сайта Как выглядит графический дизайн сайта? Как выглядит графический дизайн сайта? Насколько иконки соответствуют содержанию? Насколько иконки соответствуют содержанию? Соблюдаются ли правилам правописания и культуры речи при Соблюдаются ли правилам правописания и культуры речи при написание текста? написание текста? Присутствует ли творческий элемент в создании сайта? Присутствует ли творческий элемент в создании сайта? Насколько этот сайт посещаем? Насколько этот сайт посещаем? Имеются ли прямые ссылки на поисковые системы? Имеются ли прямые ссылки на поисковые системы? Не перезагружен ли сайт разнообразными медийными ресурсами? Не перезагружен ли сайт разнообразными медийными ресурсами? Источник: Концепция информационной безопасности. Раздел 20.-Режим доступа: