Технология проблемного диалога 2012 г.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Проблемное обучение этап формулирования темы урока или вопроса для исследования Постановка учебной проблемы этап формулирования нового знания Поиск решения
Диалогическое обучение означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога Побуждающий диалог Подводящий диалог
Побуждающий диалог Этап постановки проблемы учителем создаётся проблемная ситуация произносятся специальные реплики для осознания противоречия ученики формулируют проблему Этап поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок
Подводящий диалог Этап постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы Этап поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е ведёт к «открытию» прямой дорогой
Проблемно-диалогическое обучение Учитель организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками У школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация Учитель помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования
«…на проблемно-диалогических уроках достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично…» Е. Л. Мельникова
Фрагмент урока Этапы урока УчительУченики Актуализация знаний Предлагает ряд заданий и вопросов (необходимого уровня) В ходе выполнения заданий формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий Создание проблемной ситуации Учителем создаётся проблемная ситуация, произносятся специальные реплики для осознания противоречия Приходят к выводу, что не могут справиться с заданием Формулирование проблемы - Какой у вас возникает вопрос? - Что нам сегодня предстоит выяснить? - Какая будет тема урока? Формулируют тему урока, цели Открытие нового знания Путём подводящего диалога побуждает учащихся к формулированию алгоритма действий Формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную Формулирование нового знания Просит детей прочитать формулировку учебника Читают учебник, сверяют свои формулировки с учебником, выводят окончательную Первичное применение нового знания Самостоятельная работа Учитель предлагает детям самостоятельно выполнить задания Самостоятельно выполняют задания
Спасибо за внимание!