Приемы развития познавательной активности как фактор успешной адаптации пятиклассников в процессе обучения математике Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ 35 г.Белгорода Новиковой Юлии Геннадиевны
Цель исследования - целостная систематизация эффективных приемов развития познавательной активности учащихся в период адаптации
Задачи исследования : введение в педагогическую практику приемов, которые позволят учащимся в условиях успешной адаптации проявлять высокую познавательную активность; систематизация приемов, видов заданий для учащихся по курсу математики 5-6 классов; сохранение уровня качества знаний учащихся выше средних показателей; организация условий проявления познавательной активности и интереса к изучению предмета во внеурочной деятельности.
Теоретическими источниками изучения явились исследования ученых Т.И. Шамовой, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Асмолова, А.В. Мудрика. Познавательная активность - качество, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. (Т.И. Шамова) Период адаптации - адаптация понимается исследователями как степень соответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения. (А.Г. Асмолов)
Организация учебной деятельности пятиклассников в период адаптации Проверка готовности к уроку Урок -четко по звонку Комментарии при оформлении письменных работ Культура диалога Поднятая рука -это сигнал Сопровождение новых видов учебной деятельности четкими инструкциями Внимание -развитию навыков работы с текстом и конспектом
Ситуации, вызывающие эффект активизации учащихся Обсуждение решения, ответа товарища Составление вопросов по теме Разъяснение сложных мест учебного материала своим товарищам Поиск вариантов возможного решения познавательной задачи Самопроверка, анализ личных познавательных успехов Самостоятельный выбор желаемого задания Рецензирование ответа, оценивание письменной работы товарища
Работа с книгой - 15 % Эффективность методов обучения (по материалам научных исследований) Классная работа Лекции - 5 % Дискуссии -75% Групповые формы - 90%
Набор используемых приемов «Дешиф- ровщик» «Лабиринт» Игры- путешествия «Математичес- кие тяжеловесы» «Ступеньки роста знаний» «Лотерея знаний» Пазлы, лото «Вкруговую» Математи- ческий плакат Защита задания Пары : «Ручеек», «Случай»
Математика. 5 класс. Тема Вид задания Умножение натуральных чисел «Осенняя задача» Упрощение выражений«Вкусная задача - рецепт» (задачи на «смеси и части») Обыкновенные дроби«Зимняя задача» Проценты Задача на тему «Мои увлечения» Круговые диаграммы «Математический портрет нашего класса» - проект Площади и объемы «Дом нашей мечты» - проект При закреплении, повторении темы Составь вопросы (с ответами) по данной теме При закреплении, повторении темы Используя данные числа, составь и реши вычислительное задание, уравнение
Математика. 6 класс. Тема Вид задания Делимость чисел«Школьная» задача Умножение и деление обыкновенных дробей «Новогодняя задача» Пропорции«Зимняя задача» Масштаб Задача на тему «моя комната» Уравнения«Вкусные» задачи Столбчатые диаграммы«Математический портрет нашего класса» - продолжение проекта При закреплении, повторении темы Составь вопросы (с ответами) по данной теме При закреплении, повторении темы Используя данные числа, составь и реши вычислительное задание, уравнение
Лабораторно-практические занятия Тема лабораторно-практической работы Класс Шкалы различных приборов 5 Измерение площади поверхности, объема параллелепипеда 5 Сумма углов треугольника 5 Круговые диаграммы 5 «Решето Эратосфена»6 Масштаб (карта, план, макет)6 Вычисление длины окружности 6 Столбчатые диаграммы 6 Чтение графика процесса 6 Определение числа вариантов, исход событий 5,6
Участие пятиклассников в различных формах внеклассной работы в 2009\2010 учебном году
Формы распространения опыта Приложения
Успешная адаптация Возрастно- психологические особенности Особенности организации урока Активизирующие ситуации в обучении Принцип взаимообучения Пары и группы Особенности организации процесса обучения пятиклассников Познавательная активность, интерес к предмету Набор приемов, заданий Состязательность Практическая направленность Качество знаний выше среднего Активность в различных формах внеклассной работы
Делим солнце! Чур, на всех! Делим дождик! Чур, на всех! Зиму белую-на всех! Всё-на всех, на всех, на всех! И этот цветок необычный – на всех, на всех, на всех!