Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «ВСЁ РАВНО ОСТАЛСЯ Я ПОЭТОМ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ…»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема дома в творчестве С.Есенина МБОУ ЧСОШ Учитель русского языка и литературы высшей к категории: Криночкина Е.Н.
Advertisements

Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Амурска.
Эволюция лирики С.А.Есенина. Ранняя лирика поэта Образ Родины - Земля- Крестьянская изба- Небо ( « Спит ковыль…», « Гой,ты,Русь, моя родная») -Изба земная-
В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ … Литературная гостиная по творчеству С. Есенина Размещено на.
Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве. С.Есенин.
Тема Родины в стихах Сергея Есенина. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь С.Есенин.
Проблема урока: Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом?
Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
Есенин- один из певцов неувядающей России. Его поэзия – словно мы сами. Он обладал редким свойством открывать и постигать стороны народной души, сложной.
Презентация к уроку литературы в 7 классе Выполнила: учитель МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Якунина О.Н.
Викторина по творчеству Сергея Есенина. Викторина по творчеству Сергея Есенина Сергей Есенин родился 3 октября 1895года. 1. Когда родился Сергей Есенин.
Милые березовые чащи! Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Перед этим сонмом.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Сергей Есенин « Я последний поэт деревни …» Сергей Есенин Сергей Есенин.
Подготовил ученик 11 А класса Тарасов Алексей Родина в лирике С.Есенина.
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
Учителя русского языка и литературы. Живетьева О.П., Козинченко Ж.А., Лузина Н.В., Малышева Т.И., Мелехова Л.Ю., Томилина Л.В
Транксрипт:

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «ВСЁ РАВНО ОСТАЛСЯ Я ПОЭТОМ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ…»

Цель Показать, что в стихах художественный образ Дома изображается в развитии.

«Гой ты, Русь, моя родная!» В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Метафора «хаты – образа» соседствует с цветовым образом «только синь сосёт глаза». Цветопись у Есенина символична, синий и голубой цвета в ранней лирике поэта означают небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это воплощение любви.

«Гой ты, Русь, моя родная!» Итак, библейские, звуковые образы, светопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте. Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение Родины, природы, исторических традиций народа.

Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины… Где ты, где ты, отчий дом, Гревший спину под бугром?.. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь…

А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе».

Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается: Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью. А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне. С. Есенин и Татьяна Федоровна Есенина

«Письмо матери» Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел- хранитель). Нам показалось, что стихотворение и картина К.Петрова- Водкина, современника Есенина, очень созвучны. И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И у Есенина: И молиться не учи, не надо… Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины- матери, разница только в том, что на картине – молодая мать. К.С. Петров-Водкин. Мать.

Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде. Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение святой материнской любви.

«Отговорила роща золотая» Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги. Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать: Облетает моя голова, Куст волос золотых вянет…

Дом – весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.

Вывод Дом в лирике Сергея Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.

Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, Песенное слово: Поэт. Мастерство С. Есенина/Бельская Л.Л. – М.: Просвещение, С.А. Есенин. Художественный образ и действительность/Шетракова С.Н. – Рязань: Издательство «Поверенный», 2004.