Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях
Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.
Главная цель социального воспитания - формирование личности человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Соотношение развития, социализации и воспитания Процесс воспитания - целенаправленный процесс, его цель - накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуры.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающий средой, рассматривается как процесс целенаправленный и сознательно контролируемый социализации.
Социализация - сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества.
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях
Сущностная характеристика понятия социальное воспитание является объектом научного изыскания философов, социологов, психологов, педагогов. На данный момент можно условно выделить три принципиально различающиеся позиции: воспитание в социальной среде (В. Г. Бочарова, Б. П. Битинас, М. П. Гурьянова, Л. Е. Никитина, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, В. А. Фокин и др.); формы социальной работы, нацеленные на изменение и формирование личности (М. А. Галагузова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Никитин и др.); воспитание групп и соответствующих категорий людей в организациях (А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, Л. В. Мардахаев, В. Р. Ясницкая и др.).
Условия и факторы проявляются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в двух взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организация социального опыта личности в детстве; индивидуальная помощь ребенку со стороны взрослых.
Теоретический анализ и обобщение практики позволили рассматривать социально-культурное развитие ребенка как процесс и результат овладения действительностью, осуществляемый в его деятельности путем вхождения в новую социальную среду и интеграцию различных субкультур, а главное - путем формирования культуры отношений на личностном и групповом уровнях.
Сущность социального воспитания, его соотношение с социализацией и социально- культурным развитием личности в детском возрасте были предметом научного изучения многих ученых, однако остались недостаточно разработанными вопросы теоретического познания их сущности.