Обучение творческому рассказыванию по картинам известных художников Воспитатель МДОУ 59 Белова О.В.
Выявленные недостатки Рассказы детей по картине носят в основном описательный характер. Рассказ ведется от лица смотрящего на картину. Многократность повторения детьми однотипных рассказов. Элементы творчества в рассказах детей проявляются очень узко(что было до, что потом будет).
Задачи: Развивать связную речь на основе увиденного. Виды описательного рассказа: -фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимодействий; -описание картины как раскрытие заданной темы; -развернутое описание конкретного объекта; -словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.) Учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного. -фантастическое преображение содержания; -рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Дидактическая игра Дидактическая задача Игровые правила Игровые действия
Дидактические игры Описательный рассказ: «Подзорная труба» «Кто в круге живет?» «Ищу родственников» «Подбери такое же по цвету» Содержание картины: Кто-то теряет, Кто-то находит и что из этого выходит» «Живые картинки» Развитие воображения Я могу только слышать Я ощущаю только запахи Я ощущаю руками и кожей Я пробою все на вкус Путешествие на машине времени
Требования к организации работы с картиной: После первой игры картина оставляется в группе на все время знакомства с ней (2-3 недели) и постоянно находится в поле зрения детей. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, с построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Особые требования к демонстрационному материалу Высокое качество репродукций Цветовая гамма приближена к оригиналу Формат репродукции – демонстрационный
Приближаем произведения к детям Рассматривание репродукций известных картин Просмотр видео материалов о творчестве художников Чтение книг о жизни художников Организация тематических вернисажей в группе, изостудии, музее прикладного искусства. Посещение выставок и музеев. Музейно-творческие развлечения и праздники Прослушивание лекции по истории искусства
Обучение творческому рассказыванию по картине позволяет: Повысить культуру дошкольников. Научить видеть и понимать художественные произведения. Обогащает кругозор детей. Развивает чувство прекрасного. Способствует развития интереса детей к изобразительно-художественному творчеству. Формирует умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги и составлять рассказ на определенную тему. Расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Модель работы с картиной как целостной системой Выделение объектов изображенных на картине. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами. Описание изображенного средствами символической аналогии. Представление объектов в рамках времени их существования. Восприятие себя в картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
Основные операции анализа объекта Выбор основной (возможной) функции объекта Перечисление составляющих объекта по принципа «матрешки» Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине Представление «жизни» объекта на временной оси
Результаты диагностики за ноябрь 2009 года
Сравнительный результат данных диагностики по обучению рассказыванию по картинам художников
КОНЕЦ