Организационные мероприятия по обеспечению введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.
Для качественного образования необходимо: - создать новую образовательную среду; - организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС; - создать эффективную систему оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся; - обеспечить гласность и прозрачность всех действий и процедур, эффективный государственный и общественный контроль за введением Стандарта.
ФГОС : первые шаги Шаг 1 - провести мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС; -проанализировать результаты мониторинга на заседаниях кафедр и методических объединений, педагогическом и методическом советах. Шаг 2 - создать рабочую группу; - разработать «Положение о рабочей группе»; - распределить обязанности между членами рабочей группы.
ФГОС : первые шаги Шаг 3 Создать план работы по введению ФГОС второго поколения, в который входят следующие вопросы: -создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием; -организация работы с педагогическим коллективом по изучению методических материалов ФГОС второго поколения; -создание системы ознакомления с ФГОС второго поколения родителей пятиклассников;
ФГОС : первые шаги Шаг 3 - обсуждение ФГОС с родителями; -инициирование деятельности педагогов по разработке основной образовательной программы, разработке рабочих программ по предметам и рабочих программ внеурочной деятельности; - изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения; - разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования; - обеспечение педагогов информационным, научно- методическим сопровождением процесса формирования УУД.
Реализованные задачи первого этапа: - дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами; - на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; - проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; - скорректирован план методической работы кафедр, направленный на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС ООО, и разработку программ; - включены в план работы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы; - разработана ООП ООО школы.
Задачи второго этапа: - издать приказ по школе, согласно которому утверждены экспериментальные классы; - назначить в них учителей, наиболее подготовленных к работе в новых условиях; - издать ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках введения ФГОС; - создать координационный совет для решения проблемных вопросов при введении ФГОС; - разработать Программу внеурочной деятельности на ступени основного общего образования;
Задачи второго этапа: - провести стартовую диагностику обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу учебного года; - разработать планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований; - создать медиатеку методических материалов по внедрению стандартов второго поколения.
Инструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от
Нормативно-правовые документы: 1. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. 2. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством РФ в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО. 3. Приказы ОУ. 4. Локальные акты ОУ (вновь созданные или с внесенными изменениями). 5. Иные документы, регламентирующие процесс введения ФГОС ООО в ОУ.
Нормативно-правовые документы федерального уровня: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г Письмо Минобрнауки РФ от г «О введении ФГОС ООО». 3. Письмо Минобрнауки РФ от г «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
Нормативно-правовые документы регионального уровня: 1. Приказ Министерства образования Московской области от 13 марта 2013 г. 986 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов ООО в общеобразовательных учреждениях Московской области в учебном году». 2. Приказ Министерства образования Московской области от 13 марта 2013 г. 984 «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Московской области в учебном году и Положения о ресурсном центре - общеобразовательном учреждении в Московской области, осуществляющем введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования».
Нормативно-правовые документы муниципального уровня: 1. Приказ Управления образования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от г. 257 «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Сергиево – Посадского муниципального района в учебном году и Положения о ресурсном центре - общеобразовательном учреждении в Сергиево – Посадском муниципальном районе, осуществляющем введение ФГОС ООО». 2. Приказ Управления образования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района от г. 258 «О введении ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Сергиево – Посадского муниципального района в учебном году».
Изменения возможны в следующих разделах устава ОУ цели образовательного процесса, например, обеспечение равных возможностей для получения качественного общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, укрепление физического и духовного здоровья; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: режим занятий обучающихся; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся и их родителей;
Изменения возможны в следующих разделах устава ОУ порядок управлением ОУ, в том числе, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция и порядок организации деятельности, - в части определения полномочий органов самоуправления в соответствии с ООП и иными локальными актами, регламентирующими правоотношения по введению ФГОС; права и обязанности участников образовательного процесса - в части дополнения прав обучающихся (их родителей) на получение основного общего образования в соответствии с ФГОС, а также педагогических работников - на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, учебников, методов оценки - в соответствии с ООП; перечень локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ, - в части дополнения локальных актов, регламентирующих вопросы внедрения ФГОС в образовательный процесс.
Примерный перечень приказов ОУ Приказ «О создании и полномочиях Координационного совета по введению ФГОС ООО» (при наличии). Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО». Приказ «Об утверждении плана-графика введения ФГОС ООО в школе». Приказ «Об утверждении ООП ООО школы». Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика». Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».
Примерный перечень приказов ОУ Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе школы». Приказ «Об утверждении плана-графика повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников школы»; Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических работников». Приказ «Об утверждении режима работы школы» (с учетом организации внеурочной деятельности и/или работы групп продленного дня).
Примерный перечень локальных актов ОУ Положение о Координационном совете по введению ФГОС ООО в ОУ ( при наличии). Положение о психолого-педагогической службе. Положения о новых структурных подразделениях, возникших в условиях введения ФГОС и реализации ООП ООО с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса; Положение о внутришкольном контроле. Положение о методическом (научно-методическом) совете ОУ. Положение о рабочей программе педагога.
Примерный перечень локальных актов ОУ Положение об организации внеурочной деятельности. Положение о Совете (Управляющем/ Попечительском/ Родительском Совете) ОУ. Положение о системе оценки достижений планируемых результатов обучающихся в ОУ. Положение о промежуточной аттестации. Положение о Портфолио. Положения, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования.
Иные документы, регламентирующие процесс введения ФГОС в ОУ ООП ООО ОУ. План-график (сетевой график) введения ФГОС ООО в ОУ. Протокол заседания органа коллегиального управления общеобразовательного учреждения (Совета, Управляющего совета), на котором принято решение о введении ФГОС ООО в ОУ. Протоколы педагогических советов. План внутришкольного контроля. Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками (с учетом требований ФГОС ООО).
Иные документы, регламентирующие процесс введения ФГОС в ОУ Должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с требованиями ФГОС ООО и новыми квалификационными характеристиками). План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или) физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности. Материалы для организационного изучения общественного мнения родителей обучающихся по вопросам введения ФГОС ООО.
Электронный адрес логин: пароль: fgos2014 Сайт школы