Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010 (февраль) ФГОС – обязателен для всех школ России уч. г.
Урок – основная форма организации учебного процесса Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
ОСНОВНОЙ ПОДХОД - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
РАБОТА В МИНИ-ГРУППАХ
«Волшебные линеечки»
Оценивание устных ответов Критерии оценивания 1 класс (дети высказывают свое мнение) 1. Громко – тихо. 2. С запинками – без запинок. 3. Выразительно – нет. 4. Понравилось – нет.
Рефлексия алгоритм обязателен
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает в себя: Систему оценки личностных результатов Оценку метапредметных результатов Оценку предметных результатов
Система внутренней диагностики личностных универсальных учебных действий. Отслеживаемые личностные результаты Контингент учащихся Методы оценки Оценка внутренней позиции обучающегося 1 класс Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой) Уровень самооценки 1-4 класс Методика «Дерево» Д. Лампен в адаптацииииииии Л.П. Пономаренко Сформированность мотивации учебной деятельности 1 класс Проективная методика «Я в школе» Опросник мотивации Лускановой Уровень эмоциональной самооценки 1 класс Методика (автор - А.В. Захаров)
Диагностика познавательных универсальных учебных действий Что диагностируем МетодикаКонтингент учащихся Ответственный Вербально-логические мышление Методика «4-лишний» 1 класс Учитель начальных классов Умение использовать знаково- символические средства (изучение концентрации и устойчивости внимания) Методика «Кодирование» (Пьерона – Рузера модификация) 1 класс Учитель начальных классов Исследование ориентации в пространстве «Графический диктант» Д.Б. Эльконин 1 класс Учитель начальных классов
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий Что диагностируем МетодикаКонтингент учащихся Ответственный Наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман 1 класс Учитель начальных классов Наблюдение над действиями ребенка, направленными на учет позиции собеседника (партнера). Методика "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже) 1 класс Учитель начальных классов
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий Что диагностируем МетодикаКонтингент учащихся Ответственный Наблюдение над умением принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать и вносить коррективы; Методика «Выкладывание узора из кубиков» 1 класс Учитель начальных классов Регулятивные действия контроля Проба на внимание (поиск различий в изображениях) 1 класс Учитель начальных классов Действия самоконтроля Методика «Цепочка действий» 1 класс Учитель начальных классов
Портфель достижений Кто я и чего хочу Чему я научился на ВСЕХ предметах» Чему я научился на РАЗНЫХ предметах Достижения ВНЕ учебы
Диагностика универсальных учебных действий
Определение эмоциональной самооценки А.В. Захаров
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: Выявление сформированности эмоциональной самооценки ученика ВОСПРИЯТИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВОЕГО «Я – ОБРАЗА» Адекватная самооценка Завышенная самооценка Заниженная самооценка
Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптацииииии. Л.П. Пономаренко) ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: изучение самооценки младшего школьника Интерпретация : позиция ученика - отождествление своего реального отношения
Методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптацииииии. Л.П. Пономаренко) (напоминание самого себя)
Методика самооценки «Дерево» авт. Д. Лампен, в адаптацииииии. Л.П. Пономаренко (желание быть похожим…)
Диагностическая работа по проверке сформированности информационных умений у младших школьников ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: выявить уровень сформированности информационных умений у первоклассников РАЗДЕЛЫ: Получение, поиск и фиксация информации; Понимание и преобразование информации; Применение и представление информации; Оценка достоверности получаемой информации.
Диагностическая работа по проверке сформированности информационных умений у младших школьников
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий МЕТОДИКА «РУКАВИЧКИ» (автор: Г.А. Цукерман) ЦЕЛЬ: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
МЕТОДИКА «РУКАВИЧКИ» (автор: Г.А. Цукерман)
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера) ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: выявление уровня сформированности концентрации и устойчивости внимания МЕТОД: кодирование
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера)
Рабочие программы
Программы отмечены специалистами и востребованы
Проектная деятельность Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: 1 уровень результатов (1 класс) 2 уровень результатов (2 – 3 классы) 3 уровень результатов (4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
проекты
Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ