«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова
Современный мир меняется стремительно быстро. Запросы школы и общества в целом к образованию таковы, что ребёнок должен быть готов воспринимать большой объём информации, ориентироваться в нём и постараться стать успешным. У детей поступающих в 1 класс, с каждым годом всё больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно - психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.
Социальные умения ( общение со сверстником, взрослым ); Развитие познавательных функций, необходимых для обучения ( речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память ); Уровень личностного развития ( мотивация, самооценка ); Здоровье ребёнка ( физическое, психическое )
Работа в «группе риска» Диагностику показателей готовности ребёнка к школе Прогнозирование на основе диагностики школьных трудностей Работа с родителями Работа с педагогами, специалистами. Построение системы собственно коррекционно- развивающей работы с ребёнком- дошкольником, воспитателями, родителями
Цель коррекционно - развивающих занятий : психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности. Задачи : Развитие интеллектуальной, эмоционально - волевой, речевой, личностной сфер ; Развитие произвольности поведения ; Снижение уровня тревожных переживаний ; Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми ; Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями.
Педагогическая готовность ; Интеллектуальная готовность ; Мотивационная готовность ; Эмоционально - волевая готовность ; Коммуникативная готовность.
«Графический диктант» Д.Б.Эльконина Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Определение мотивов учения у старших дошкольников. Методика М.Р.Гинзбург. Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения. Методика Н.Семаго, М.Семаго. Цель: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу, осуществлять контроль, наличие определённого уровня работоспособности, а так же умение вовремя остановиться в выполнении следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. «Графический диктант» Д.Б.Эльконина Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Определение мотивов учения у старших дошкольников. Методика М.Р.Гинзбург. Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения. Методика Н.Семаго, М.Семаго. Цель: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу, осуществлять контроль, наличие определённого уровня работоспособности, а так же умение вовремя остановиться в выполнении следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.
В разработанных коррекционно - развивающих занятиях были объединены сразу несколько задач по подготовке детей к школе : В разработанных коррекционно - развивающих занятиях были объединены сразу несколько задач по подготовке детей к школе : Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация саморегуляции, усидчивости, всех форм внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции с помощью кинезиологических методов; Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация саморегуляции, усидчивости, всех форм внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции с помощью кинезиологических методов; Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
В основе занятий лежат упражнения разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития, собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо - речевой памяти, счетных операций, письма и т. д.