Проектная работа по окружающему миру Тема: работу выполнила ученица 3 «В» класса ГОУ ЦО 953 Соболевская Лиза «Воздушные змеи - покорители воздушного пространства»
Неизвестно, кто и когда запустил первого воздушного змея. Это был первый аппарат тяжелее воздуха, который человек заставил летать. Произошло это более двух тысяч лет тому назад. В одной китайской легенде говорится так:
«Когда-то очень и очень давно крестьянин работал в поле и, спасаясь от нестерпимой жары, надел на голову шляпу, сплетённую из бамбука. Вдруг налетел сильный порыв ветра, а с ним с головы крестьянина улетела и шляпа. Он бросился вдогонку, но смог поймать только тесёмку – так и бежал, держа летящую шляпу за верёвочку. В какой-то миг крестьянин понял, как это забавно - летающая бамбуковая шляпа. И на досуге смастерил своим детям воздушного змея.»
Первые воздушные змеи были просто игрушкой. Потом они попали на войну. С их помощью подавали сигналы, вели переговоры между войсками. Ещё змеев начиняли порохом и взрывали над головами врагов. Но что самое удивительное, древние китайцы умели летать на воздушных змеях. «Верхом на змеях» перемещались разведчики и диверсанты. Такой полёт был очень опасен и непредсказуем, часто оканчивался гибелью «лётчика». Поэтому в основном на змеях отправляли рабов. Но всё равно это был настоящий полёт.
Было у воздушных змеев и мирное назначение. Они перебрасывали верёвки через широкие реки и глубокие горные ущелья. А потом уже к верёвкам крепились деревянные пешеходные мосты. В 1847 году так строили мост над Ниагарским водопадом в Северной Америке. Именно воздушные змеи перенесли на себе кабели и провода с одного берега на другой.
В некоторых странах воздушным змеем ловили рыбу. Петля из толстой паутины опускалась с помощью змея на поверхность моря в месте скопления морской щуки и затягивалась на длинном носу этой рыбы. И конечно, воздушные змеи служили прекрасным украшением на любой праздник.
В Европе воздушных змеев сперва воспринимали, как восточную диковинку. Но с середины 18 века они стали настоящими двигателями прогресса. Ученые разных стран с помощью змеев измеряли температуру воздуха на разных высотах, его давление, состав газов, силу и постоянство ветров. Змеев использовали в работе Ломоносов и Ньютон. Американский ученый Б.Франклин запускал воздушных змеев в грозу, чтобы изучить молнию. В результате Франклин получил электрический удар, но, к счастью, остался жив. И изобрёл громов-, а точнее, молниеотвод. Наблюдая полёты воздушных змеев, учёные сформулировали основные законы аэродинамики, науки о поведении летательных аппаратов в воздухе.
Воздушный змей участвовал в создании аэрофотосъемки (то есть фотографировании с воздуха). Первые в истории снимки с воздуха были сделаны с его помощью. Воздушные змеи внесли свой вклад в создание радио. Они трудолюбиво поднимали в небо проволочные хвосты-радиоантенны. Радиосвязь через Атлантический океан была налажена с помощью воздушного змея. Русский изобретатель радио А. Попов также работал с воздушными змеями.
На воздушных змеях пытались летать. Но повторить то, что умели древние китайцы, не получалось. Удавались лишь небольшие подскоки и планирования на несколько метров. Но это не останавливало, а только воодушевляло энтузиастов. Мир охватила настоящая «полётная лихорадка».
Создателями самолёта считаются американские братья Райт. Свою первую модель они испытывали сначала как простого воздушного змея. Первые полёты О. Райт совершил на этом самолёте лёжа на нижнем крыле. Впоследствии аппарат был доработан и у пилота появилось сиденье. После появления первых самолётов попытки летать на змеях прекратились. Самолёты были совершеннее и позволяли не просто парить, но управлять полётом.
Однако воздушные змеи продолжали использоваться в науке и технике. В первую очередь военными. Во время Первой мировой войны в армиях существовали целые взводы змеенавтов. Они наблюдали за противником и направляли огонь артиллерии. Воздушные змеи вели себя более устойчиво, чем воздушные шары. Из-за малых размеров противник не так легко мог их сбить.
Во время Великой Отечественной войны воздушные змеи продолжали оставаться в строю. Их применяли для подъёма радиоантенн. С их помощью поднимали людей с затонувших кораблей и сбитых самолетов. Они разносили листовки с призывами не сдаваться и мужественно бороться с фашистами. Воздушные змеи доставляли бойцам боеприпасы, пищу, медикаменты, почту. Вот какое солидное прошлое имеет скромный воздушный змей.
Учёные и авиаторы с уважением относятся к этой детской забаве. Не зря ежегодно 12 апреля в День российской космонавтики тысячи воздушных змеев взмывают в небо.
И кто может знать, какие ещё сюрпризы преподнесёт он людям? Например, в последние годы возник и стремительно развивается новый вид спорта – кайтинг. Он представляет собой катание на воде, снегу, льду с помощью воздушного змея.
А в мае 2010 года японцы запустили в космос спутник с красивым именем Икарус. Этот спутник будет лететь с помощью солнечного ветра. Для этого у него есть солнечный парус, который точь-в-точь похож на воздушного змея. С помощью этого «Солнечного змея» учёные хотят исследовать особенности движения аппаратов под действием солнечного ветра. Неудивительно, что в 1756 году знаменитый математик Л.Эйлер написал следующие строки: «Воздушный змей, эта игрушка детей.. может, однако, заставить глубоко над собой призадуматься».