Гайденко П.П.: «Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях. Его апории - это первые парадоксы, возникшие в связи с понятием бесконечного».
В основе апории "Ахиллес" лежит противоречие: чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен занять бесконечное множество "мест", которые до тех пор занимала черепаха.
В лице софистов и затем Сократа философская мысль античности перешла от объективного изучения бытия к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию.
Элеаты и софисты содействовали превращению досократовского, еще во многом метафорического, способа мышления в логический способ мышления, характерный для после сократовской мысли.
Логическая расчлененность понятий и метод доказательства - вот те важнейшие приобретения, которыми обогатилась научная и философская мысль, пройдя через горнило апорий Зенона и релятивизирующей критики софистов
Г) Атомизм (V век до н. э.). Левкипп, Демокрит. Атомы и пустота
- Геродот Галикарнасский – «История» - Гиппократ - Свод Гиппократа «О суставах» и «О переломах» - Несоизмеримость отрезков (Гиппас из Метапонта) - Гиппократ Хиосский – «Начала» - первое систематическое изложение геометрии методом дедукции - Классическая модель Космоса. Шарообразность Земли.
2. Классическая эпоха. V –IV вв. до н.э. Платон, Аристотель. Перипатетическая школа.
- Дифференциация научных дисциплин. - Размежевание с философией. - Аристотель расчленяет религиозно- метафизическое и конкретно- научное знание, создает классификацию наук, причем каждая из них обладает полноценным теоретическим статусом.
3. Эллинистическая эпоха. г. Александрия Александрийский мусейон ( 3 в. до н.э.) Резкое отграничение от философии, специализация и дифференциация научного знания (астрономия, оптика, механика, физиология, ботаника, география, история)
Евклид, Архимед, Аристарх Самосский, Герон Александрийский, Эратосфен, Дикеарх, Гиппарх, Ктесибий, Клавдий Птолемей, Диофант Александрийский
Представляется мне, что для начала должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и рассуждения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие; а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле.
Но для всякого очевидно, что первообраз был вечным: ведь космос - прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург - наилучшая из причин. Возникши таким, космос был создан по тождественному и неизменному [образцу], постижимому с помощью рассудка и разума