Сатира как жанр литературного произведения Почему комедию Н.Г.Гоголя «Ревизор» можно назвать сатирической?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Урок литературы в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
Advertisements

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
Быть сатириком – значит совершать нравственный подвиг хирургического плана… вскрывать ножом своего пера язвы общества и конкретного человека… Бомарше.
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. И. А. Юлаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт - Петербурга.
Н.В.Гоголь «Ревизор». Отборочный тур Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора: Отметить причины, по которым чиновники принимают.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
Раскрыть тайну юмора и сатиры. Узнать, что такое сатира и что такое юмор.
Урок-исследование Литература 9 класс (речевой) Учитель: Васильева Вера Владимировна.
Традиции русской сатиры Урок литературы в 11-б классе МОУ «СОШ с.Воскресенское» Учитель Захарова О.В учебный год Информационная поддержка -
Чиновники уездного города Имя чиновникаСфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту.
Тема Тема: А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и Тонкий», «Хамелеон». В зеркале человеческих характеров. Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать.
театр сатиры
Традиции русской сатиры Урок литературы в 11-б классе МОУ «СОШ с.Воскресенское» Учитель Захарова О.В учебный год Информационная поддержка -
А.П. Чехов «Смерть чиновника» Урок литературы в 7 классе.
Cказки М.Е.Салтыкова-Щедрина ( ). «Я писатель, в этом моё призвание» М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Михаил Михайлович Зощенко – писатель- сатирик. Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей. Сатира – высмеивание недостатков.
Николай Васильевич Гоголь комедия «Ревизор» Приложение 1.
Транксрипт:

Сатира как жанр литературного произведения Почему комедию Н.Г.Гоголя «Ревизор» можно назвать сатирической?

Цели проекта 1. Раскрыть литературовед чешское понятие «юмор», «сатира», составить их сопоставительную характеристику 2. Отработать умение анализировать литературное произведение с точки зрения его жанровой природы 3. Доказать гипотезу о том, что комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» является сатирической.

Литературоведческие понятия Сатира (от лат. satura – разное, смесь) – художественное произведение различных родов и видов, в котором гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни. Жанр появился ещё в эпоху Римской империи (Ювенал). Классиками сатиры признаны Ж.-Б.Мольер, Дж. Свифт, М.Е.Салтыков- Щедрин.Юмор (от англ. humour – юмор, нрав, настроение, склонность) – особый вид комического; литературное произведение, в котором отражается комическое, смешное в жизни. Становление жанра произошло в эпоху Позднего Возрождения. Главные представители в литературе: М.Сервантес, Н.В.Гоголь, М.Твен.

Отличие сатиры от юмора Сатира 1. Цель – злобное, разрушительное осмеяние и обличение объекта. 2. Воздействие на читателя: - негодование, возмущение - содрогание - размышление 3. Объект – существенные, социально значимые пороки отдельного человека и общественные явления. Юмор 1. Цель – лёгкое, дружеское высмеивание объекта. 2. Воздействие на читателя: - улучшение настроения - появление симпатии - размышление 3. Объект – частные недостатки жизненного явления, отдельные черты хороших в своей сущности людей

«Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!..» Объект осмеяния Приём Приём Пример Пример ВзяточничествоИрония Использование ремарок «…подсунуть ему так, меж четырёх глаз, чтобы уши не слышали» «Признаюсь, что мне больше нравится, когда мне угождают от чистого сердца» «потерявшись и роняя на пол ассигнации» Скудость воображения Гипербола Гротеск «…тридцать пять тысяч одних курьеров», «… в семьсот рублей арбуз» «Я с Пушкиным на дружеской ноге», «…суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа». Плутовство, лживость Градация (наращение, усиление) «..ни один купец, ни один подрядчик не мог провести… мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что…трёх губернаторов обманул…» Глупость Ирония «…человек, прочитавший пять или шесть книг» Самодурство Использование бранной лексики «Что, самовар ники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувайлы морские! Жаловаться?» Пустословие, сплетничество Игра слов «Как взбежишь по лестнице на четвёртый этаж… Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже»

Цель комедии - Что вызывает негодование Гоголя? - Чему возмущаются читатели? - Над чем задумались вы?

Итог урока Почему комедию Н.Г.Гоголя «Ревизор» можно назвать сатирической? 1. Цель комедии - через злобное, едкое обличение пороков человека и окружающей действительности воздействовать на читателя путём вызывания возмущения, содрогания к размышлению. 2. Гоголь использует типичные для сатиры приёмы осмеяния: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм. 3. Объект осмеяния – социально значимые пороки действительности (казнокрадство, взяточничество ит.д.), а также частные недостатки человека (скудоумие, лживость и т.д.).

Перспективный план исследования Ответить на вопрос: как жанр сатирической комедии «Ревизор» объясняет выбор Гоголем эпиграфа?

Информационные ресурсы Валагин А.П. Прочитаем вместе. – М.,1991. Валагин А.П. Прочитаем вместе. – М.,1991. Волькенштейн В. Законы драматургии. – СПб., Волькенштейн В. Законы драматургии. – СПб., Меркин Г., Меркин Б. Путь к сотворчеству. – М., Меркин Г., Меркин Б. Путь к сотворчеству. – М., Надеждин Н.И. Театральная хроника. – М., Надеждин Н.И. Театральная хроника. – М., Русская литература. 8 класс/ под ред. Беленького Г.И. – М., Русская литература. 8 класс/ под ред. Беленького Г.И. – М., Чернова И. Что открывает театр в комедии Гоголя? – М., Чернова И. Что открывает театр в комедии Гоголя? – М., Читаем, думаем, спорим/авт.-сост. Коровина В.Я. – М., Читаем, думаем, спорим/авт.-сост. Коровина В.Я. – М., 2006.