Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности
Этапы профессионального самоопределения (И.Кон) 1 этап- детская игра 2 этап- подростковая фантазия 3 этап –предварительный выбор 4 этап- практическое принятие решения
Периодизация развития человека как субъекта труда. (по Е.А. Климову) Название этапаВозрастОсобенности человека как субъекта труда Пред-иградо 4 летОсвоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду Игра5-8 летОвладение "основными смыслами" человеческой деятельности Овладение учебной деятельностью 8-12 летРазвитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности Стадия "оптации"12-18 летОсознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути
Дошкольный возраст осознание «Я – сам! Я – могу!»; стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность.
Задачи профессионального самоопределения формировать у ребенка целостное представление о мире профессий, мире труда, вызывать чувство сопричастности, интереса, уважения к труду взрослых через сюжетно -ролевые игры, профессионально -ориентированного характера, первоначальные трудовые пробы и т.д.)
Младший школьный возраст подражание взрослым ; мотивация достижений в ведущей деятельности ребёнка – учёбе ; неадекватное, часто неопределенное представление о собственных ресурсах и возможностях развития, неумение сопоставлять свои возможности с требованиями профессиональной деятельности.
Задачи профессионального самоопределения формирование у школьников ценностного отношения к труду, роли и жизни человека в обществе; развитие интереса к учебно- познавательной деятельности; включение школьников в различные виды практической деятельности (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую).
Подростковый возраст подражание внешним формам поведения взрослых ; развитие рефлексии осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?.
Задачи профессионального самоопределения развитие интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах и возможностях; включение в деятельность в различных сферах профессиональной практики: технике, искусстве, сервисе, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре..
Старший школьный возраст развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала; формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала».
Задачи профессионального самоопределения уточнение образовательных запросов в ходе факультативных занятий и курсов по выбору; осознание собственных целей и стремлений; побуждение обучающихся к выбору целей в жизни; формирование у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки; выявление обучающимися своей профессиональной направленности; - помощь в выборе профессии.