Школьная дезадаптация и факторы риска ее проявления. Диагностика, предупреждение и преодоление. Материал подготовила: педагог – психолог : Молчанова Т.С.
Что такое дезадаптация? Невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением, в рамках конкретного образовательного учреждения. Проявляется: -Нарушениях успеваемости - Нарушение поведения - нарушение межличностных отношений
Симптомы дезадаптации. агрессия по отношению к людям, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединенность,
чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже нормы хронологического возраста, завышенная самооценка, постоянные побеги из школы и дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой.
Три основных типа проявления школьной дезадаптации. Когнитивный компонент – неуспешность ребенка в обучении по программам Эмоционально-оценочный - нарушения эмоционально-личностного отношения отдельным предметам и обучению в целом, к учителям… Поведенческий компонент - систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде (неконтактность, пассивно-отказные реакции, полный отказ от посещения школы)
Факторы, влияющие на школьную дезадаптацию. Индивидуальный фактор – внешние отличия от сверстников Соматический фактор – частые или хронические заболевания Психолого-педагогический фактор – отсутствие индивидуального подхода в обучении Коррекционно-профилактический фактор – слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей Семейный фактор Средовой фактор Социальный фактор Психический фактор- психические расстройства школьника Психологический фактор – нарушение памяти, внимания..
Формы проявления школьной дезадаптации Форма дезадаптации Причины Первичный запрос Коррекционные мероприятия 1. Несформированность навыков учебной деятельности педагогическая запущенность; недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Плохая успеваемость по всем предметам Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям
2. Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми) Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение 3. Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспо-собленность) неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей; минимальная мозговая дисфункция; общая соматическая ослабленность; задержка развития; слабый тип нервной системы Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика
4. Школьный невроз или «боязнь школы», неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем Страхи, тревожность Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей 5. Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности стремление родите-лей «инфант и лизировать» ребенка; психологическая неготовность к школе; разрушение мотивации под воздействии ем неблагоприятных факторов в школе или дома. Нет интереса к учебе, «ему бы играть», недисциплинирован-ность, безответствен-ность, отставание в учебе при высоком интеллекте Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение
Периоды дезадаптации. первый второй третий поступление переход из нач/шк. подрост. период в школу
Как помочь тревожному ребёнку? Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения на уроках. Постарайтесь относиться к трудностям ребенка в школе, как к временным трудностям и быть готовым помочь своему ребенку с ними справиться. Эти трудности не могут и не должны сказаться на определении личности ребенка как глупого и неуспешного.
Чем могут помочь родители своему ребенку в ускорении адаптационного периода к школьному обучению? Для того, чтобы первоклассник смог легче адаптироваться к школе, очень важно обращать внимание на следующие моменты: 1) Помогать переориентации ребенка с позиции дошкольника на позицию школьника. Усиливать личностный смысл в обучении. Ребенок должен понимать, что в школе он будет учиться для себя. Ставить познавательные задачи перед ребенком. Необходимо всячески поощрять познавательную активность ребенка. Создавать ситуации, в которых ребенок сам находил ответы на свои же вопросы (с помощью взрослого, но все же сам), а также учился задавать более сложные и серьезные вопросы. Стимулировать самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность ребенка. Когда ребёнок до всего доходит сам, он не только получает более прочные знания, он чувствует себя первооткрывателем, он приобретает интерес к учёбе и необходимые жизненные навыки. Радость открытия вызывает готовность учиться всю жизнь и учиться радостно. 2) Способствовать созданию интереса у ребенка к своей личности. Он должен видеть возможность самореализации, верить в свои силы. 3) Разъяснять, что ученик, как и каждый человек, имеет право на ошибку при освоении нового. 4) Развивать коммуникативные навыки ребенка. Важно, чтобы ребенок умел грамотно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.