Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приёмам компрессии текста
Словарная работа Компрессия Компрессия Главное Главное Слияние Слияние Соединение Соединение Сжатие Сжатие Существенное Существенное
При сжатии любого текста необходимо помнить: Опускаются: Опускаются: -диалоги, -диалоги, -пространные описание природы, -пространные описание природы, -описание чувств, настроений. -описание чувств, настроений. Сохраняются: Сохраняются: -ключевые слова и обороты речи, -ключевые слова и обороты речи, -наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит исходного текста. -наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит исходного текста.
Основные языковые приемы компрессии: 1.Замены: -замена однородных членов обобщающим наименованием; -замена фрагмента предложения синонимичным выражением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; -замена сложноподчиненного предложения простым. 2.Исключения. -исключение повторов; -исключение фрагмента предложения; -исключение одного или нескольких из синонимов. 3.Слияние. -слияние нескольких предложений в одно
Последовательность операций при сжатии текста: -определение стиля исходного текста; -определение стиля исходного текста; -уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; -уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; -определение типа текста; -определение типа текста; -анализ содержание текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); -анализ содержание текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); -выполнение чернового варианта; -выполнение чернового варианта; -проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств. -проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
5)В будущем совреме(н,нн)ый школьник может заниматься и медициной и экономикой и техникой, но он обязательно должен представить себя за компьютером.6)А вот представить себя в пустыне животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку не так уж легко. 7)Но прелесть жизни – в её (не)предсказуемости. 8)Может быть придётся строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! 9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только (не,ни)скольким людям, завтра может пригодиться многим.
Словарная работа - Натюрморт (из фр.)- жанр в изобразительном искусстве (главным образом живописи и графики), посвящённый изображению крупным планом неодушевлённых предметов: цветов, фруктов. - Натюрморт (из фр.)- жанр в изобразительном искусстве (главным образом живописи и графики), посвящённый изображению крупным планом неодушевлённых предметов: цветов, фруктов. - Инфантилизм (из лат.)- физическая и психическая недоразвитость организма. - Инфантилизм (из лат.)- физическая и психическая недоразвитость организма.
тест 1. Какова основная мысль в этом тексте? 1. Какова основная мысль в этом тексте? а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире... а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире... б) ответственное отношение к получению знаний... б) ответственное отношение к получению знаний... в) природа человеческой одарённости... в) природа человеческой одарённости... г) причины охлаждения людей к получению новых знаний... г) причины охлаждения людей к получению новых знаний Какой тип речи используется в этом тексте? 2. Какой тип речи используется в этом тексте? а) повествование... а) повествование... б)рассуждение... б)рассуждение... в) описание и рассуждение... в) описание и рассуждение... г) повествование и рассуждение... г) повествование и рассуждение Какой стиль речи используется в этом тексте? 3. Какой стиль речи используется в этом тексте? а) художественный а) художественный б) научный б) научный в) официально-деловой в) официально-деловой г) публицистический г) публицистический
микротемы Вначале автор ставит вопрос: « Можно ли совершенно одинаково интересоваться всевозможными знаниями?» Вначале автор ставит вопрос: « Можно ли совершенно одинаково интересоваться всевозможными знаниями?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему просто интересно или это ему для чего-нибудь нужно. Конечно никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут необходимы. Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему просто интересно или это ему для чего-нибудь нужно. Конечно никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут необходимы. Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него. Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.
1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? Можно ли совершенно одинаково интересоваться всевозможными знаниями?
2)Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. 3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это для чего-нибудь нужно?»4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. Даже разносторонне одарённый человек должен спросить себя: «Это просто интересно или мне для чего-нибудь нужно?» и поняв это, воодушевиться ещё сильнее или охладеть.
5)В будущем современный школьник может заниматься и медициной, и экономикой, и техникой, но он обязательно должен представить себя за компьютером. 5)В будущем современный школьник может заниматься и медициной, и экономикой, и техникой, но он обязательно должен представить себя за компьютером. В будущем современный школьник может заниматься разными отраслями науки, но он обязательно должен представить себя за компьютером.
6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко.
7)Но прелесть жизни – в её непредсказуемости. 8)Может быть, придётся строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! 9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. Жизнь непредсказуема. Может быть, людям придётся жить в пустыне, как же тогда без знаний о животном мире?!
10)И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. 11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И всё-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.
12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. 13)И пусть лучше это произойдёт раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. Чтобы не жалеть потом о вопросе нужности, лучше на него ответить как можно раньше.