Урок информатики 7 класс Учитель: Зимина Е.Е. концепция традиционного обучения
Отличительные признаки традиционного (объяснительно-иллюстративного) обучения: –учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; –класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; –основной единицей занятий является урок; –урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; –работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; –учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения; повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания; подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения; сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров; демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов; предъявление учащимся готового плана в ходе изложения; предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла; инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. ); намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Цели урока: Цели урока: общеобразовательные: познакомить учащихся с понятием алгоритма, исполнителями алгоритмов, примерами алгоритмов в жизни, алгоритмическим способом решения задач, закрепить полученные знания с помощью электронного теста. воспитательные: развитие логического мышления, воспитание аккуратности, бережливого отношения к компьютеру. практические: формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения собственных задач. Тип урока: урок усвоения новых знаний Тип урока: урок усвоения новых знаний Методы: преподавания: беседа, рассказ Методы: преподавания: беседа, рассказ учения: участие в беседе, работа с тестовым учения: участие в беседе, работа с тестовым материалом, решение задач материалом, решение задач Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, презентация Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, презентация
Ход урока Организационный момент. Опрос по домашнему заданию. Изучение нового материала. (просмотр электронного урока с использованием мультимедиа проектора). Слайды + текст лекции. По ходу урока учащиеся конспектируют определения и отвечают на вопросы. Закрепление темы занятия. Решение алгоритмических задач. Электронный тест с последующей самопроверкой. Подведение итогов. Выставление оценок с учетом процентного выполнения теста. Задание на дом. (выучить определения, привести примеры алгоритмов из жизненной практики, придумать и записать свой пример алгоритма)
Изучение нового материала Один из важнейших этапов решения задач на ЭВМ – составление алгоритма. О том, что такое алгоритмы, какими общими свойствами они обладают и как исполняются, мы и поговорим на этом уроке. В 1983 году отмечалось 1200-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. Он написал ряд трактатов по арифметике и алгебре, в том числе книгу "Арифметика индусскими цифрами" – о счете с помощью десяти цифр и правилах арифметических действий с числами. Имя ученого аль-Хорезми превратилось в понятие algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе. Отсюда и возник современный научный термин "алгоритм". интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения; интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же потребуется и при указании маршрута поездки. Сравним эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
Мы можем теперь сказать, что алгоритм – это организованная последовательность действий. Данную формулировку, конечно, нельзя считать определением алгоритма. Например, мы не объяснили, что означают слова "организованная" и "действия". Скажем сразу: абсолютно строгого определения алгоритма не существует. Алгоритм – это одно из тех основных понятий (категорий) математики, которые не обладают формальным определением в терминах более простых понятий, а абстрагируются непосредственно из опыта. повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
На слайде задание. Выполните его в тетради.
Сравните свой ответ с правильным. Правильный алгоритм: 1. Налить в чайник воду. 2. Зажечь спичку. 3. Открыть кран газовой горелки. 4. Поднести спичку к горелке. 5. Поставить чайник на плиту. 6. Ждать, пока вода закипит. 7. Выключить газ. намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Рассмотренные нами алгоритмы составлены для исполнения человеком. Но человек далеко не единственный возможный исполнитель алгоритмов. Все живые существа и даже отдельные клетки исполняют различные алгоритмы. Способны на это и созданные человеком устройства – роботы-манипуляторы и станки с программным управлением. Но прежде чем составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать, какие действия предполагаемый исполнитель способен выполнить. Поясним сказанное на примере. Допустим, нужно решить квадратное уравнение. Десятикласснику требуется минимум инструкций, потому что он уже знает способ решения. Восьмикласснику понадобятся намного более сложные инструкции, потому что он этого еще не проходил. Теперь мы можем уточнить понятие алгоритма: это организованная последовательность действий, допустимых для некоторого исполнителя. подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
Рассмотрим информационный процесс редактирования текста. При работе с текстом возможны различные операции: удаление, копирование, перемещение или замена его фрагментов. Что необходимо для того, чтобы преобразовать текст? Рассмотрим информационный процесс редактирования текста. При работе с текстом возможны различные операции: удаление, копирование, перемещение или замена его фрагментов. Что необходимо для того, чтобы преобразовать текст? Первое. Требуется исполнитель. Второе. Процесс должен быть разбит на этапы, понятные исполнителю. Третье. Должно быть определено начальное состояние текста и его требуемое конечное состояние. инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
Теория алгоритмов имеет большое практическое значение. Алгоритмический тип деятельности важен не только как одна из эффективных форм труда человека. Через алгоритмизацию, через расчленение сложных действий на всё более простые, на действия, выполнение которых доступно машинам, пролегает путь к автоматизации различных процессов. Далее под алгоритмом будет пониматься конечная последовательность указаний, адресованных исполнителю, четко и однозначно задающая процесс решения задач какого- либо типа во всех деталях и позволяющая получить за конечное число шагов результат, однозначно определяемый исходными данными. Такое свойство алгоритма, как однозначность результата при заданных исходных данных, называется определенностью (детерминированностью). Заметим, что большинство алгоритмов могут выполняться при достаточно разнообразных наборах исходных данных, то есть использоваться для решения не какой-либо одной задачи, а целого класса подобных задач. Это свойство алгоритма называется массовостью. подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
С алгоритмами человек встречается на каждом шагу. Пример 1. Дан угол. Необходимо провести биссектрису. (Есть способ, как, пользуясь линейкой и циркулем, можно решить эту задачу.) Пример 2. Даны два целых числа. Необходимо найти их разность. (Имеется правило, в котором ясно изложен весь порядок действий с цифрами данных чисел.) В приведенных примерах речь идет о том, как сложную работу представить в виде последовательности простых действий. Вычитание многоразрядных чисел сводится к действиям с цифрами. При делении угла пополам выполняются несложные построения линейкой и циркулем. Однако высказанные соображения следует дополнить. Ведь правила вычитания формулируются для любых многоразрядных чисел, а не для каких-то конкретных двух. Инструкция проведения биссектрисы тоже такова, что, пользуясь ею, можно разделить пополам любой угол. То есть каждому алгоритму присуща массовость – пригодность для решения не какой-либо одной, а целого класса задач. сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
Далее под алгоритмом будет пониматься конечная последовательность указаний, исполнителю, четко и однозначно задающая процесс решения задач какого-либо типа во всех деталях и позволяющая получить за конечное число шагов результат, однозначно определяемый исходными данными. Далее под алгоритмом будет пониматься конечная последовательность указаний, адресованных исполнителю, четко и однозначно задающая процесс решения задач какого-либо типа во всех деталях и позволяющая получить за конечное число шагов результат, однозначно определяемый исходными данными. Такое свойство алгоритма, как однозначность результата при заданных исходных данных, называется определенностью (детерминированностью).На этом занятии мы познакомились с такими важнейшими понятиями, как алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, узнали основные свойства алгоритма. Такое свойство алгоритма, как однозначность результата при заданных исходных данных, называется определенностью (детерминированностью).На этом занятии мы познакомились с такими важнейшими понятиями, как алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, узнали основные свойства алгоритма. повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
Закрепление темы: Алгоритмические задачи 1. Старик должен переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать только старика и одного пассажира. В каком порядке старик перевезет пассажиров? Не забудь, что волк может съесть козу, а коза – капусту. Найди 2 варианта решения.
2 Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи. Обозначения: 1 м - один мальчик, 2 м – два мальчика, 1 в – один взрослый. Обозначения: 1 м - один мальчик, 2 м – два мальчика, 1 в – один взрослый.
Электронный тест 1. Которые из документов являются алгоритмами? а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з,с(да) б) Программа телепередач в) Кулинарный рецепт приготовления блюда г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа 2. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных б) указание на выполнение действий в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи г) программа в машинных кодах 3. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это а) Дискретность б) Определенность в) Массовость г) Детерминированность 4. Которые из документов являются алгоритмами? а) Каталог книг в библиотеке б) Порядок набора международного телефонного номера в) Рецепт приготовления клея г) Настенный календарь на текущий год
Подведение итогов. Выставление оценок с учетом процентного выполнения теста и работы на уроке. Задание на дом: выучить определения, привести примеры алгоритмов из жизненной практики
Психологический анализ урока Урок так называемого «классического типа», то есть выделение ключевых моментов, которые помогут в понимании новой темы, изложение нового материала в виде лекции, беседы, диалога, закрепление материала (задачи, упражнения). И, конечно, домашнее задание.
Выводы и замечания: В целом урок прошел неплохо. Дело в том, что это был не первый урок и мне уже удалось установить хороший контакт с классом и наладить рабочую атмосферу. Урок идет быстро и детям приходится быстро переключаться от одной деятельности к другой. В противном случае урок выходит за рамки сорока пяти минут, а отбирать перемену у детей нельзя. Урок идет организованно, так как был подготовлен и продуман заранее. Но еще присутствуют слабые стороны, в основном делается упор на искусственный успех. Создание положительной мотивации шло главным образом за счет оценивания, но этого мало. Нужно еще использовать особенности своего предмета для заинтересованности детей. На мой взгляд надо лучше продумать и дифференцировать задания по уровню сложности для «сильных» и «слабых» учащихся, чтобы уравнять выполнение заданий по времени всеми учащимися. Все моменты урока связаны с новой темой интересной для учащихся, где они могут проявить свой опыт и наблюдения. Именно тогда будет делаться упор на жизнь и все её сложные взаимосвязи. В целом урок прошел неплохо. Дело в том, что это был не первый урок и мне уже удалось установить хороший контакт с классом и наладить рабочую атмосферу. Урок идет быстро и детям приходится быстро переключаться от одной деятельности к другой. В противном случае урок выходит за рамки сорока пяти минут, а отбирать перемену у детей нельзя. Урок идет организованно, так как был подготовлен и продуман заранее. Но еще присутствуют слабые стороны, в основном делается упор на искусственный успех. Создание положительной мотивации шло главным образом за счет оценивания, но этого мало. Нужно еще использовать особенности своего предмета для заинтересованности детей. На мой взгляд надо лучше продумать и дифференцировать задания по уровню сложности для «сильных» и «слабых» учащихся, чтобы уравнять выполнение заданий по времени всеми учащимися. Все моменты урока связаны с новой темой интересной для учащихся, где они могут проявить свой опыт и наблюдения. Именно тогда будет делаться упор на жизнь и все её сложные взаимосвязи.