МОУ Беляевская средняя общеобразовательная школа 15 научно-практическая конференция исследовательских и творческих работ учащихся и учителей. 15 научно-практическая конференция исследовательских и творческих работ учащихся и учителей. Ученица 5 класса Торсунова Кристина Руководители Учителя русского языка и литературы Перевозчикова Л. В. Долгих Г. Г. 2009
Цель и задачи. Цель и задачи. Цель нашего исследования состоит в выявлении, как взаимодействие на уроке учителя и ученика помогает или мешает получать знания, создаёт психологическую атмосферу на занятиях. Цель нашего исследования состоит в выявлении, как взаимодействие на уроке учителя и ученика помогает или мешает получать знания, создаёт психологическую атмосферу на занятиях. Задачи: Задачи: 1)выявить слова и высказывания, которые употребляют на уроке учителя и ученики во время взаимодействия; 1)выявить слова и высказывания, которые употребляют на уроке учителя и ученики во время взаимодействия; 2)выделить из них эмоционально положительные и отрицательные; 2)выделить из них эмоционально положительные и отрицательные; 3)проследить, как речевое взаимодействие влияет на ход урока. 3)проследить, как речевое взаимодействие влияет на ход урока. Эмоционально положительные высказывания помогают получать знания, а отрицательные мешают работе учеников и учителя. Эмоционально положительные высказывания помогают получать знания, а отрицательные мешают работе учеников и учителя.
Эмоционально положительное речевое взаимодействие. В речи учителя можно выделить положительные речевые высказывания, которые призывают ребят к правильной и хорошей работе, дают оценку их деятельности. В речи учителя можно выделить положительные речевые высказывания, которые призывают ребят к правильной и хорошей работе, дают оценку их деятельности.
Эмоционально отрицательное речевое взаимодействие. Ученики: Ученики: к сожалению, в речевом взаимодействии ребята могут употреблять эмоционально отрицательные высказывания. Мы не называем фамилии учеников, но, может быть, они узнают себя. к сожалению, в речевом взаимодействии ребята могут употреблять эмоционально отрицательные высказывания. Мы не называем фамилии учеников, но, может быть, они узнают себя. Учителя: Учителя: в ответ на эмоционально отрицательные высказывания учеников, их действия, мешающие учебному процессу, меняется интонация учителя, более строгим становится голос. В этом случае слова педагогов прежде всего направлены на установление тишины и спокойствия в классе: Тише!, Не кричите, успокойтесь, не шумите!, Что за разговоры, выполняем работу!, Никакой тишины в в ответ на эмоционально отрицательные высказывания учеников, их действия, мешающие учебному процессу, меняется интонация учителя, более строгим становится голос. В этом случае слова педагогов прежде всего направлены на установление тишины и спокойствия в классе: Тише!, Не кричите, успокойтесь, не шумите!, Что за разговоры, выполняем работу!, Никакой тишины в классе! классе!
Результаты исследования. Результаты исследования.
Участники анкетирования. Всегда ИногдаНикогда Нет ответ а Учителя 70%25% ____4% Ученики 38%46%16% ___
Выводы. Выводы. Способствуют успешному усвоению знаний, благоприятной обстановке на уроке: Способствуют успешному усвоению знаний, благоприятной обстановке на уроке: 1)приветливые слова в начале урока, положительные оценки успехов учеников, объяснение непонятного в доброжелательной форме; 1)приветливые слова в начале урока, положительные оценки успехов учеников, объяснение непонятного в доброжелательной форме; 2)положительная оценка учениками работы учителя, объяснения им материала, выражение благодарности за урок; 2)положительная оценка учениками работы учителя, объяснения им материала, выражение благодарности за урок; 3)вопросы учителей и учеников, помогающие вести занятия, направленные на изучение материала урока; 3)вопросы учителей и учеников, помогающие вести занятия, направленные на изучение материала урока; Мешает проведению занятий и усвоению материала: Мешает проведению занятий и усвоению материала: 1)отрицательная речевая реакция учеников на материал урока; 1)отрицательная речевая реакция учеников на материал урока; 2)посторонние высказывания, отвлекающие учителя и его замечания; 2)посторонние высказывания, отвлекающие учителя и его замечания; 3)грубость, невыдержанность учеников в ответ на справедливое замечание; 3)грубость, невыдержанность учеников в ответ на справедливое замечание; 4)ироничные и недоброжелательные замечания учителей. 4)ироничные и недоброжелательные замечания учителей.