Факторы влияющие на развитие и воспитание ребенка Педагог-психолог МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Максимова Елена Александровна
Основные направления развития личности: Физическое развитие Физическое развитие(морфологические,биохимические,физиологические изменения) Социальное развитие Социальное развитие(психические,духовные,интеллектуальные изменения)
Движущие силы развития личности - это противоречия: общие (универсальные) противоречия общие (универсальные) противоречия индивидуальные противоречия индивидуальные противоречия внутренние противоречия внутренние противоречия
Классификация факторов развития личности: наследственность наследственность среда среда воспитание воспитание
Схема влияния основных факторов на развитие личности Схема влияния основных факторов на развитие личности (в трактовке Й. Шванцара, 1978). А В с с 1 с 2 с 3 наследственность среда воспитание
Основные виды деятельности Игра Игра Учеба Учеба Труд Труд
Причины ведущие к непослушанию и конфликтам требования беспрекословного подчинения, особенно в категоричной форме и когда неясны основания требований; требования беспрекословного подчинения, особенно в категоричной форме и когда неясны основания требований; неучет советов подростка, отказ от его помощи, чрезмерный контроль, опека, недооценка его самостоятельности, сознательности, знаний и умений; неучет советов подростка, отказ от его помощи, чрезмерный контроль, опека, недооценка его самостоятельности, сознательности, знаний и умений; стремление навязать подростку чуждое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся собственным убеждениям; стремление навязать подростку чуждое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся собственным убеждениям; необоснованные вмешательства в личные дела подростков. необоснованные вмешательства в личные дела подростков.
«Долженствования» в обращении взрослых к детям Типичная фраза Желательная фраза Ты должен хорошо учиться! Я уверен(а), что ты можешь хорошо учиться! Ты должен думать о будущем! Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать? Ты должен уважать старших! Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека. Ты должен слушаться учителей и родителей! Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
Соблюдаем правила наказания Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. По идее, оно должно приносить ребенку пользу Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. По идее, оно должно приносить ребенку пользу Если есть сомнение, лучше не наказывать. Никакой «профилактики», наказаний «на всякий случай». Если есть сомнение, лучше не наказывать. Никакой «профилактики», наказаний «на всякий случай». За один раз – одно наказание («за все сразу»). За один раз – одно наказание («за все сразу»). Наказание не должно быть за счет любви. Нельзя лишать заслуженной похвалы и награды, отбирать подаренное. Отменять можно только наказания! Наказание не должно быть за счет любви. Нельзя лишать заслуженной похвалы и награды, отбирать подаренное. Отменять можно только наказания! «Срок давности» (не наказывать запоздало). «Срок давности» (не наказывать запоздало). Наказан- прощен» (о старых грехах ни слова; не мешать ребенку «начинать жизнь сначала»). Наказан- прощен» (о старых грехах ни слова; не мешать ребенку «начинать жизнь сначала»).
Соблюдаем правила наказания «Без унижения» (наказание не должно восприниматься как торжество вашей силы над его слабостью – иначе эффект может быть обратным). «Без унижения» (наказание не должно восприниматься как торжество вашей силы над его слабостью – иначе эффект может быть обратным). Ребенок не должен бояться наказания. Ребенок не должен бояться наказания. Никогда нельзя делать наказанием домашний труд, уроки, чтение. Никогда нельзя делать наказанием домашний труд, уроки, чтение. Соблюдать неприкосновенность личности (оценивать только поступок). Соблюдать неприкосновенность личности (оценивать только поступок).