НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ГБОУ 5 «ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» ЛЫСОВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT
ВЫБОР ТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙРАБОТЫ Развитие мотивации в учебной деятельности учащихся путем применения технологий и методик обеспечивающих ее эффективность Педагогический коллектив ГБОУ 5 «Преображенский кадетский корпус» в 2011 – 2012 учебном году работает над методической темой:
ВЫБОР ТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Применение современных технологий на уроках и во внеурочное время с целью мотивации обучающихся в использовании своей речевой компетенции Это обусловило выбор темы моей методической работы:
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Цель моей методической работы в конечном счете определилась как, Формирование речевой компетенции с использованием возможностей презентации POWERPOINT
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 1. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна ориентироваться «не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Таким образом, наша задача, как педагогов, формировать личность ученика, способного к дальнейшему постоянному саморазвитию и испытывающего потребность в самореализации.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 2. Выполнение этой задачи наталкивается на серьезную проблему: сознание современной молодежи находится под сильнейшим влиянием стандартов массовой культуры, усиленное возможностями электронных носителей информации. 3. В последнее время все чаще стали говорить о «клиповом сознании», которое отличается калейдоскопическим потоком восприятий, впечатлений, отсутствием четкой логики рациональных оснований, низким уровнем критического сознания и самосознания.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 4. Проблема говорения и письма состоит не столько в том, что ученик не умеет построить фразу на иностранном языке, сколько в том, что ему просто нечего сказать по данной теме. 5. В учебниках серии «New Millennium English» начиная с восьмого класса очень мало тематических текстов, которые могли бы стать опорой для выражения учащимися собственного мнения
ПРОТИВОРЕЧИЕ между необходимостью построения самостоятельного высказывания на иностранном языке и малой информированностью обучающихся по конкретным темам
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Как сформировать речевую компетенцию? Каким материалом дополнить содержание учебника? Какие эффективные методы работы на уроке и во внеурочной деятельности использовать?
ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Проанализировать запросы учащихся в сфере основных компетенций по иностранному языку по результатам анкетирования. 2. Выявить наиболее эффективные пути и средства формирования речевой компетенции учащихся. 3. Расширить следующие знания учащихся: лексический запас школьников, знание стратегий самостоятельной деятельности. 4. Выявить и систематизировать полученные результаты, поделиться результатами исследования с коллегами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны уметь: быстро воспринимать представленную тематическую информацию; адекватно реагировать на предложенные речевые задания; использовать полученную информацию для выполнения творческих устных и письменных заданий; конструировать собственные мультимедийные презентации;
ЭТАПЫ РАБОТЫ Анкетирование учащихся. Отбор материала. Выбор методов формирования речевой компетенции. Конструирование серии презентаций в PowerPoint и разработка внеклассных мероприятий с использованием ММП для достижения поставленных целей. Оценка результатов и распространение опыта.
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ На вопрос «Какие виды коммуникативной компетенции для вас особенно важны?» учащиеся 10 класса ответили так:
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ На вопрос «В использовании каких коммуникативных умений вы испытываете затруднения?» ответ был следующий: Говорение – 35% Аудирование – 32% Чтение – 10% Письмо – 18% Не испытывают никаких затруднений – 5%
ВЫБОР МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА Идея использовать привычный для современного школьника формат получения информации через презентацию PowerPoint для обучения их ИЯ, показалась весьма привлекательной мультимедийная презентация иноязычного материала – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности; возможность использования скрин-шотов отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, распечатки на бумаге и т.д.); возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок; активизация внимания всего класса; поддержание познавательного интереса обучающихся, усиление мотивации учения, а также эффективность восприятия и запоминания нового учебного материала;
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала; сочетание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся; экономия учебного времени; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся, и развитие их творческих способностей в организации учебной работы;
СВОЙСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT интерактивность мультимедийность комплексность представления информации дискретность программная совместимость доступность технического инструментария
Дидактические условия применения ММП на уроке Используя ММП на уроке я осуществляю : перспективное планирование использования ММП; методический анализ ММП, намеченных для демонстрации; комплексный подход к применению ММП
Перспективное планирование Определение целей и задач будущей презентации. Отбор и организация учебного материала. Написание сценария презентации. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности. Перспективное планирование включает в себя следующие действия:
Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП нужен для того, чтобы: определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, уже изученному материалу; наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал и расставить акценты; при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов).
Комплексный подход в применении ММП дидактических возможностей материала на разных этапах обучения; уровня знаний и развития обучающихся данного класса; Комплексный подход в применении ММП означает их подбор к определенной теме с учетом:
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT Ребята отметили следующее: презентация PowerPoint вносит разнообразие в урок; дает дополнительную информацию по теме; дает визуальное представление о предмете разговора;
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT выполнение заданий «Рабочих листов» позволяет изучить материал несколько раз и лучше усвоить его за короткое время; дает образец для создания собственных презентаций PowerPoint для заключительного урока по теме; дает возможность использовать знания, полученные посредством работы с подобной презентацией, на других уроках
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT Повторное анкетирование в 10 А классе по второму вопросу и его результаты отражены на диаграмме 3. Говорение – 32% Аудирование – 32% Чтение – 9% Письмо – 17% Не испытывают никаких затруднений – 10%
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWERPOINT ДЛЯ УРОКОВ Темы ММП:
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWERPOINT ДЛЯ УРОКОВ Темы ММП:
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWERPOINT ДЛЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Темы ММП:
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWERPOINT ДЛЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Темы ММП:
ИТОГИ РАБОТЫ Данная работа позволила сочетать визуальное предъявление учебного материала, доступное для всех учащихся группы, и его текстовое изложение, как на экране, так и в печатном варианте.
ИТОГИ РАБОТЫ Это дало возможность : приобщить подростков к чтению; осмысленно воспринимать учебный материал; более свободно владеть лексикой по конкретной теме и грамматически корректно ее оформлять; по ходу работы с презентацией PowerPoint получили развитие все другие компетенции, обуславливающие владение иностранным языком: языковая, социокультурная, учебно-познавательная.
В результате использования такого методического приема, как презентация PowerPoint, повышается уровень компьютерной грамотности как у учителя, так и у учащихся, что дает возможность ребятам конструировать свои собственные ММП, а мне, как педагогу, дало возможность в 2008 году принять участие в конкурсе медиаресурсов, за что я была награждена Дипломом в номинации: «Создание собственных медиаресурсов».
ЛИТЕРАТУРА: Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. // Сборник нормативных документов. Общее среднее образование. М. ПРОПРЕСС, 2002 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Иностранные языки. Журнал «Методическая мозаика». 4/2004 Журнал «Иностранные языки в школе». 3/2008, 4/2008, 5/2008, 8/2008 Журнал «Методическая мозаика». 5/2006, 7/2007
ЛИТЕРАТУРА: Журнал «Speak Out». 5/2004 (The Notting Hill Carnival) 6/2004 (What is it like to be a police officer in London?) 2/2004 (Turn off TV and turn on your life!) 1/2005 (Earthquakes and Killer Waves) 2/2005 (Night Witches) 55/2006 (Olmeks), (Reality Show) 7/2006 (Great Mysteries of the World) 60 – 61/2007 (International Space Station) 68/2008 (The Mystery of the Bermuda Triangle) Журнал «Шляпа». Английский язык для мальчиков и девочек. 4/2008 (Kate and the Giants)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!