Умлеканская СОШ Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС Учитель начальных классов: Мышегребова Ольга Борисовна
Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС. Требования по новым ФГОС Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком Метапредметные умения - универсальные учебные действия Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать. Ценностно - смысловые установки на образование. Одарённый ребёнок, может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно- смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру.
Стараясь создать Социальные компетентности, личностные качества При формировании личностных качеств учащихся педагог может столкнуться с проявлениями одарённого ребёнка, которые могут восприниматься педагогом как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое). Новая рабочая программа Стараясь создатьь условия для успешности каждого ребёнка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей. Система оценки достижений планируемых результатов Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе.
Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий. Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными типами одарённости. Основу способов обучения деятельностный подход. Одаренных обучающихся назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе. Обучающимся, имеющим проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности. Подходы к организации обучения одарённого ребёнка
Обучающимся с интеллектуально - академической одарённостью предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом. Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда одаренных детей, из соображений «воспитания зазнайства».
Методики диагностики одаренности младших школьников Карта интересов для младших школьников Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника (1-й столбик в листе ответов); гуманитарная сфера (2-й столбик); художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Результаты диагностики одаренности обучающихся 2 класс Направление Количество обучающихся в классе Всего обучающихся, ответивших на вопрос % по классу 1. Математика и техника Гуманитарная сфера Художественная сфера Физкультура и спорт Коммуникативные интересы Природа и естествознание Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 5360
3 класс Направление Количество обучающихся в классе Всего обучающихся, ответивших на вопрос % по классу 1Математика и техника Гуманитарная сфера Художественная сфера Физкультура и спорт Коммуникативные интересы Природа и естествознание Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 7571
4 класс Направление Количество обучающихся в классе Всего обучающихся, ответивших на вопрос % по классу 1 Математика и техника Гуманитарная сфера Художественная сфера Физкультура и спорт Коммуникативные интересы Природа и естествознание Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 9571
Тест-анкета, выявления потенциала одарённости Результаты анкетирования родителей 2 класс – количество анкет – 3 Направление 2 (балл)3 (балл)4 (балл)5 (балл)% по классу 1 Музыкальн ый талант 2 р.9 2 Незаурядны й интеллект 1 р. 9 3 Литературно е дарование 1 р. 3 р.24 4 Художествен ные способности 2 р Спортивный талант 1 р.6 р.33 6 Артистическ ий талант 1 р. 3 р.4 р.43 7Технические способности 1 р.2 р.14
Результаты анкетирования родителей 2 класса
3 класс - количество анкет - 4 Направление 2 (балл)3 (балл)4 (балл)5 (балл) % по классу 1 Музыкальный талант 1 р Незаурядный интеллект 2 р.1 р Литературное дарование 2 р Художественн ые способности 1 р.2 р.11 5 Спортивный талант 2 р.1 р Артистически й талант 1 р. 2 р.14 7Технические способности 1 р.3
4 класс - количество анкет анкет без баллов Направление 2 (балл)3 (балл)4 (балл)5 (балл) % по классу 1 Музыкальный талант 1 р Незаурядный интеллект 2 р.14 3 Литературное дарование 1 р.2 р.21 4 Художественны е способности 1 р Спортивный талант 2 р.14 6 Артистический талант 1 р. 14 7Технические способности 1 р. 14
Литература Для выявления одарённости обучающихся можно использовать также методики в приведённых изданиях. Иванов, А.В. Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе С. 54. Методики диагностики одаренности младших школьников Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика N 10.- С (дополнительные методики к приведённой в приложении 1).