Используемые методики:
Ларечиной Е.В. «Дитятко»
Первые дни детей раннего возраста в детском саду.
Музыкальные занятия в ясельных группах.
Наблюдения позволяют сделать вывод о недостаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. В связи с этим разработана данная программа, имеющая следующие цели и задачи:
Цели программы: Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка. Cоздание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям. Cоздание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Задачи программы: Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста; Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста; Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми); Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми); Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики); Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики); Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга); Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга); помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду; помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду; создать положительный эмоциональный настрой в группе; создать положительный эмоциональный настрой в группе; снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию; снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;
Предполагаемые результаты для родителей Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста. Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста. Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка. Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка. Умение уважать желания и потребности малыша. Умение уважать желания и потребности малыша. Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности. Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности. Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста. Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
Методологические принципы, используемые при создании программы: Принцип системности Принцип системности Принцип личностного подхода Принцип личностного подхода Принцип этнопедагогического подхода Принцип этнопедагогического подхода Принцип деятельностного подхода Принцип деятельностного подхода Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога) Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога)
Во встречах с родителями используются: лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребенка, поведение родителей в этот период и т. д.), различный игровые упражнения, анкетирование. Во встречах с родителями используются: лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребенка, поведение родителей в этот период и т. д.), различный игровые упражнения, анкетирование. Совместные встречи с родителями и детьми состоят из двух блоков: интегрированное занятие и свободная игровая деятельность. Совместные встречи с родителями и детьми состоят из двух блоков: интегрированное занятие и свободная игровая деятельность.
После совместных занятий с мамами малыши начинают посещать группу раннего возраста в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Каждый шаг алгоритма индивидуально протекает в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка. После совместных занятий с мамами малыши начинают посещать группу раннего возраста в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Каждый шаг алгоритма индивидуально протекает в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка. Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними. Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
Одно занятие проводится в течение недели: в начале совместно с мамами, потом повторяется с педагогами и дома с родителями. Всего проходит занятий в зависимости от скорости адаптации детей. Одно занятие проводится в течение недели: в начале совместно с мамами, потом повторяется с педагогами и дома с родителями. Всего проходит занятий в зависимости от скорости адаптации детей. Затем, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом по программе А.С.Роньжиной « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению » (М., 2004). Затем, когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом по программе А.С.Роньжиной « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению » (М., 2004). Занятия проходят на протяжении трех месяцев, каждое проводится 2-3 раза по рекомендациям автора, общее количество может быть до 20. Занятия проходят на протяжении трех месяцев, каждое проводится 2-3 раза по рекомендациям автора, общее количество может быть до 20.
Структура занятия: Приветствие. Приветствие. Пальчиковая гимнастика (2 мин). Пальчиковая гимнастика (2 мин). Музыкально-ритмическая часть Музыкально-ритмическая часть (5 мин). (5 мин). Игры на коленях(3 мин). Игры на коленях(3 мин). Сказка (5 мин). Сказка (5 мин). Прощание. Прощание.
Приветствие: пришел зайчик.
Пальчиковая гимнастика: упражнение «Варежка»
Хоровод: «Снежный лес»
Игра на коленях: «Кузнец»
Сказка: «Зайкина прогулка»
Прощание с зайчиком.
Темы консультаций с родителями детей раннего возраста: Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад; Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад; Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями; Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями; Какие навыки нужно развить у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду; Какие навыки нужно развить у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду; Чем семья может помочь ребенку в период адаптации; Чем семья может помочь ребенку в период адаптации; Приучаем ребенка находиться в детском саду без мамы; Приучаем ребенка находиться в детском саду без мамы; Игры для снятия перевозбуждения и агрессии; Игры для снятия перевозбуждения и агрессии; Когда маму не отпустить; Когда маму не отпустить; Как укрепить надежную эмоциональную связь ребенка с родителями; Как укрепить надежную эмоциональную связь ребенка с родителями;