Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева И.А. и Михайлова О.В. МБОУ СОШ 24 г. Новочеркасск 2013 г.
Методическая идея: «Инновационный подход к обучению и воспитанию» Актуальность опыта В настоящее время в России взят курс на изменения в образовательной политике. Одним из приоритетных направлений становится формирование личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. Государство осознаёт необходимость повышения уровня готовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, развития творческого мышления у молодого поколения. Нормативные документы Российской Федерации - Закон Российской федерации «Об образовании» ст.6,7, - постановление Правительства Российской Федерации 483 от г. «О Федеральной целевой программе « Русский язык», - «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», - « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года») В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения и воспитания детей, связанных с формированием универсальных учебных действий (УУД).
В связи с этим нами была определена тема : «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий» Основной педагогической идеей опыта является педагогика сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы, создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы формировалась личность нового типа – творчески активная и свободно мыслящая. Общественная значимость и новизна такой работы могут вызывать положительную мотивацию творчества, как у учителя, так и у учеников. Кроме того, у учащихся может быть сформирован мотив самоутверждения. Объект опытно-исследовательской работы: учащиеся начальных классов. Предмет опытно–исследовательской работы: уровень формирования универсальных учебных действий.
Гипотеза: предполагаем, что при организации серии театрализованных игр, включённых в учебно- воспитательный процесс уроков, у учащихся младших классов повысится уровень личностного развития, который включает в себя три направления: творческие способности этико – эстетические качества интеллектуальное развитие
Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития младших школьников с помощью дидактических игр на уроках; 2) подобрать педагогические методы и приёмы оптимизации учебно-воспитательной процесса младших школьников на уроках; 3) разработать серию дидактических материалов, направленных на развитие личностных характеристик младших школьников; 4) проверить эффективность реализации методических мероприятий.
Этапы работы 1.Поисковый: 2.Констатирующий: 3.Формирующий: 4. Контрольный: В соответствии с намеченными этапами работы были изучены и использованы методы исследования: –анализ педагогической, психологической и методической литературы; –метод психолого-педагогического эксперимента; –сравнительный анализ результатов детской деятельности; –метод математической обработки результатов исследования. В качестве дополнительных методов использовались -наблюдение, -анкетирование, -беседа, -творческие работы -анализ продуктов речевой деятельности детей
Новизна опыта. Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает: 1. Изменение в методике проведения уроков в начальных классах: - изменение планирования уроков, - введение элементов дидактической игры на уроке, - увеличение количества времени на театрализованные уроки. 2. Использование на уроках дидактической театрализованной игры. 3. Включение ребёнка в театрализованную игру, с учётом особенностей его индивидуального развития.
Выготский Л.С. - «Теория развития высших психических функций». Выготский Л.С. – «Психология развития ребёнка» - М., изд. Эксмо, Выготский Л.С. - «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» - М., изд. Эксмо, Волина В.В. «Учимся играя». – М., 1994 Кочетков П.Н., Кочеткова А.В. – «Развитие речи и изобразительное искусство». Каландарова Н.Н. «Уроки речевого творчества». М – ВАКО – Ладыженская. Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка». Кн. для учителя, М..- Просвещение, Ладыженская. Т.А. «Речевые уроки». М., Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, Пиаже Ж. « Теория развития речи и мышления». Рамзаева Т.Г. «Развитие связной речи младших школьников» - М.,2000. Соловейчик М.С. «Развитие речи. Теория и практика». М.-Просвещение – Эльконин Д.Б. «Психология игры». М – Эксмо – Литература: