Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания
А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Ах! Будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан! Н.А. Некрасов
« Мое дело есть дело моей родины и моего государства; так что, с одной стороны, все вредное моей родине и моему государству не может стать моим делом, а с другой стороны, дело моего народа и моего государства мне настолько близко и важно, как если бы оно касалось меня самого и моей судьбы вот формула истинно патриотического гражданства...». И.А.Ильин
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». В.В.Путин
Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, п.1) «…основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Идеальный образ выпускника школы - гражданина России: компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России; уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; креативный, мотивированный в познании и творчестве, его обучение и самообучение на протяжении всей жизни; разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни людей; уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения современного результата; осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
Общегосударственные национальные ценности, представленные в стандартах второго поколения: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы, ценности гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, основных прав и свобод человека и гражданина, семейные ценности и трудовая этика; патриотизм, основанный на принципах ответственности за судьбу Отечества и на диалоге культуры; ценности личностной, социальной и государственной безопасности; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Организация социально открытого пространства для успешной реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.
Урок-суд по истории 7 класс Тема: «Петр I - кто он: «злой гений или отец наций?»
В книге « Пётр Великий» М.П. Погодин писал: « «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1700 года- Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться- наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга- Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Приносят газеты - Петр Великий их начал. За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии –суть памятники его неутомимой деятельности и его гения».