Б.М. Теплов определяет музыкальность как «...тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».
Вопросы по теме Анализ понятия музыкальности по Теплову. Структура музыкальных способностей. Характеристика музыкально-сенсорных способностей Связь музыкального слуха с эмоциями, с представлением о расположении звуков по высоте. Эмоциональная отзывчивость на музыку - центр музыкальности. Возрастные особенности музыкального развития. Ведущие компоненты музыкальности. Способности к различным видам музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей в разных видах музыкальной деятельности. Методика развития музыкальных способностей детей в каждой возрастной группе в повседневной жизни детского сада и в семье. Контроль за развитием музыкальных способностей.
Б. М. Теплов – «Психология музыкальных способностей». Б.М.Теплов ( ) - выдающийся отечественный психолог с мировым именем, блестящий теоретик и экспериментатор, исследователь способностей, индивидуальных различий и индивидуальности. Эта книга - основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 г. В ней Теплов предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Большое значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей. Б.М. Теплов родился в 1896 г. в Туле, в дворянской семье. С ранних лет учили французскому языку, и он стал владеть им в совершенстве, в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К.Н. Игумнова.
Музыкальность по Теплову Музыкальность Общие муз способности Специальные муз способности богатство и инициатив- ность воображения, спо- собность эмоционально погружаться в музыкаль- ное переживание, вни- мание, волевые особен- ности, т.е. то, что отно- сится к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстети- ческого характера. качественное свое- образие специаль- ных способностей, необходимых для выполнения любо- го вида музыкаль- ной деятельности
Сенсорное воспитание предпола- гает решение следующих задач формирование слухового внимания детей; концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях; умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.
Элементарное музицирование Карл Орф ( ) – немецкий композитор
Лев Вячеславович Виноградов окончил Московскую консерваторию по классу хоровое дирижирование, преподавал хоровые дисциплины в музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, с 1997 г. работал на кафедре младшего школьника в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. С 1986 г. является сотрудником научной лаборатории Психологического института РАО, разрабатывающей программы развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Лев Вячеславович – автор уникальной системы музыкального образования и воспитания детей от рождения до 16 лет. В качестве первого знакомства с этим автором и его программой – статья о том, какие педагогические ценности должны быть положены в основание общего музыкального образования. Лев Виноградов
Наблюдения за развитием музыкальных способностей в таблице, по следующему образцу. Фамилия, имя ребенка Реакция на звуки и музыку в естественной обстановке /подготовленное восприятие/ Проявля ет интерес к звукам и музыке Узнаёт звуки и музыкал ь-ные произве де-ния Эмоцио- нально отзывчив к услы- шанному, самовыра- жается Дополни тельные коммен- тарии
Вопросы для анкеты родителей: - Как часто в вашем доме звучит музыка? - Какие именно произведения звучат? - Охотно ли ваш ребенок реагирует на музыку? - Каким образом ваш ребенок чаще всего воспринимает музыку (пританцовывает, пытается подпевать, внимательно слушает и т. п.)? - Знаете ли вы музыкальные предпочтения своего ребенка? - Можете ли вы сказать, что ваш ребенок музыкален? - Часто ли ребенок выражает желание послушать музыку? - Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку? - Вы поете (танцуете) с ребенком? Обобщив диагностические результаты, вы получите исчерпывающую информацию об особенностях музыкального опыта своих воспитанников.
Составление заданий для проведения диагностики музыкальных способностей детей разных возрастных групп. Задание по диагностике
Игра кукла спит – кукла пляшет Кукла спит,она устала.