Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
Что такое проблемный метод обучения? Совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.
Вопрос проблемный Содержит в себе учебное кажущееся или реальное противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.
Задача проблемная Дидактическое средство в виде текста или схемы, содержит в себе учебное кажущееся или реальное противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, содержащее ( в отличие от проблемного вопроса) дополнительную информацию и при необходимости – ориентиры поиска ее решения.
Типизация проблемных задач 1.Задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих при их сведении противоречие. 2.Задачи на анализ двух и более высказываний одного и того же лица, содержащих реальное или кажущееся противоречие. 3.Задачи на анализ факта, события. 4.Задачи на оценку деятельности конкретной личности. 5.Задачи на выработку методологических положений.
Технология разработки проблемных вопросов и задач 1.Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся. 2.Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащее противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым. 3.На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.
Варианты постановки и решения проблемных вопросов и задач на лекции 1.Учитель ставит перед учащимися задачу. Учащиеся, ввиду недостатка знаний, не в состоянии принять участие в ее разрешении. Учитель решает задачу сам, учащиеся вникают в логику развития его мысли (монолого – проблемная лекция). 2.Учитель ставит перед учащимися задачу. Учащиеся принимают участие в ее разрешении (диалого - проблемная лекция). 3.Учитель ставит перед учащимися задачу и предлагает отработать ее самостоятельно в часы самоподготовки.
СЕМИНАР На семинаре ведущими являются поисковые и исследовательские методы обучения. «КРУГЛЫЙ СТОЛ» - форма семинара, в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решению. Выносимый на обсуждение вопрос всегда выглядит неоднозначно, незавершенно, обязательно проблематично. Цель встречи «за круглым столом» должна соответствовать: - приобретение новых знаний; - оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме; - обеспечение связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходившими с истории; - выработка у учащихся качеств полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать, аргументировать и т.п. свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами и т.д.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» - форма семинара, содержащая целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников занятия; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого-либо вопроса. Правила методического искусства «штурма» включают три блока. Реализация сущности первого блока позволяет увидеть, на каком уровне находится изучение проблемы. Решение задач второго блока предполагает движение одним из трех путей: - от опыта прошлого к времени актуализации рассматриваемой проблемы; -от времени зарождения рассматриваемой проблемы к опыту последующих исторических аналогов; - смешанный путь. Осуществление замысла третьего блока подводит к пониманию прикладного характера исторических знаний и их реализации.
СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ - форма семинара, составляющими которого являются противоречивая, спорная проблема, разнообразие путей ее достоверного решения, компетентность участников. 1. Выбор проблемы для дискуссии. 2. Разнообразие путей достоверного решения проблемы. Истина торжествует лишь при соблюдении истины в ее поиске. Односторонняя оценка учителем, внешне привлекательного, острого на основе безудержной критики разговора, а не всестороннего, научно обоснованного объяснения, приведет обсуждение вопроса к ошибочному пути, и результаты будут далекими от истины. 3. Исследовательский элемент в решении проблемы. 4. Компетентность участников семинара.