Система подготовки обучающихся 9 класса к третей части экзаменационной работы по обществознанию в рамках Государственной итоговой аттестации Подготовила учитель истории МОУ «СОШ пос. Бурный Энгельсского р-на» Пилягина В.М.
Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений: Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений: осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Первоначальный алгоритм работы с третьей частью 1. Внимательно прочитайте текст и все задания к нему. 1. Внимательно прочитайте текст и все задания к нему. 2. Постарайтесь понять к какой из тем курса обществознания относится данный текст(«Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право); 2. Постарайтесь понять к какой из тем курса обществознания относится данный текст(«Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право); 3. Приступайте к выполнению заданий поэтапно по принципу «от простого к более сложному» 3. Приступайте к выполнению заданий поэтапно по принципу «от простого к более сложному» 4. Читая задания старайтесь четко понять что именно требуется сделать и как записать ответ. 4. Читая задания старайтесь четко понять что именно требуется сделать и как записать ответ. 5. Обратите внимание и зафиксируйте для себя не только то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.), какие признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.) нужно привести, но и какое количество данных элементов нужно указать(один, два, три и т.д.). 5. Обратите внимание и зафиксируйте для себя не только то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.), какие признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.) нужно привести, но и какое количество данных элементов нужно указать(один, два, три и т.д.). 6. Постарайтесь вспомнить термины, относящиеся к содержанию текста, и запишите их на черновике. Поскольку в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания 6. Постарайтесь вспомнить термины, относящиеся к содержанию текста, и запишите их на черновике. Поскольку в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания
Работа по усвоению первоначального алгоритма Я обычно провожу несколько тренингов на усвоение первоначального алгоритма. Раздаю тексты и индивидуально с каждым учеником прорабатываю именно усвоение требований экзаменационной работы, параллельно проверяя знание терминологии. Более сильные учащиеся как правило быстро понимают что, в каком количестве и в какой последовательности необходимо делать, а с более слабыми детьми приходиться повторять первоначальный алгоритм несколько раз. Что касается знания терминов, то мы начинаем работу по их повторению с начала учебного года по основным темам курса обществознания. Это повторение я провожу обычно в форме терминологических диктантов с которых начинается каждая консультация. Я обычно провожу несколько тренингов на усвоение первоначального алгоритма. Раздаю тексты и индивидуально с каждым учеником прорабатываю именно усвоение требований экзаменационной работы, параллельно проверяя знание терминологии. Более сильные учащиеся как правило быстро понимают что, в каком количестве и в какой последовательности необходимо делать, а с более слабыми детьми приходиться повторять первоначальный алгоритм несколько раз. Что касается знания терминов, то мы начинаем работу по их повторению с начала учебного года по основным темам курса обществознания. Это повторение я провожу обычно в форме терминологических диктантов с которых начинается каждая консультация.
I. Работа над составлением плана текста( задание С1): При работе с текстом я считаю целесообразным использовать памятки для учащихся по анализу текста: При работе с текстом я считаю целесообразным использовать памятки для учащихся по анализу текста: а) внимательно несколько раз прочитайте текст; а) внимательно несколько раз прочитайте текст; б) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право); б) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право); г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею; г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею; д) разбейте текст на смысловые части, если у вас их получается много постарайтесь свести их к трём- четырём при условии, что несколько смысловых частей могут быть взаимосвязаны и дополнять друг друга д) разбейте текст на смысловые части, если у вас их получается много постарайтесь свести их к трём- четырём при условии, что несколько смысловых частей могут быть взаимосвязаны и дополнять друг друга е) выделите главную мысль каждой смысловой части е) выделите главную мысль каждой смысловой части ж) сведите её до уровня словосочетания, так чтобы главная мысль была выражена чётко, просто и ясно. ж) сведите её до уровня словосочетания, так чтобы главная мысль была выражена чётко, просто и ясно.
Работа с заданиями воспроизводящего характера(С2, С3) Второе и третье задания призваны выявить умение извлекать нужную информацию из предложенного текста. Второе и третье задания призваны выявить умение извлекать нужную информацию из предложенного текста. В тех случаях, когда ответ содержится в прямом виде, в отдельном компактном фрагменте, когда в формулировке вопроса воспроизводятся ключевые слова текста, подавляющее большинство учащихся успешно справляются с заданием. Если же ответ содержится в тексте в «неявном виде» либо необходимая информация находится в различных частях текста, задание для многих ребят становится трудным. В этом случае, прежде всего, объясняю ребятам, что подобное бывает достаточно частым и ответ может содержаться в разных частях текста. Специально подбираю тексты из разных сборников именно с «неявным» ответом на поставленный вопрос и на нескольких консультациях учу ребят искать ответы на подобные вопросы. В тех случаях, когда ответ содержится в прямом виде, в отдельном компактном фрагменте, когда в формулировке вопроса воспроизводятся ключевые слова текста, подавляющее большинство учащихся успешно справляются с заданием. Если же ответ содержится в тексте в «неявном виде» либо необходимая информация находится в различных частях текста, задание для многих ребят становится трудным. В этом случае, прежде всего, объясняю ребятам, что подобное бывает достаточно частым и ответ может содержаться в разных частях текста. Специально подбираю тексты из разных сборников именно с «неявным» ответом на поставленный вопрос и на нескольких консультациях учу ребят искать ответы на подобные вопросы.
Работа с заданием С4 При ответе на четвертый вопрос к тексту, учащиеся должны использовать не только предложенный текст, но и знания обществоведческого курса. Это единственное задание, которое оценивается тремя баллами. При ответе на четвертый вопрос к тексту, учащиеся должны использовать не только предложенный текст, но и знания обществоведческого курса. Это единственное задание, которое оценивается тремя баллами. Для его успешного выполнения прежде всего необходимо хорошее знание терминологии. Для его успешного выполнения прежде всего необходимо хорошее знание терминологии.
Поэтому я рекомендую ребятам: Поэтому я рекомендую ребятам: а) прежде всего, необходимо вспомнить термин, признаки которого вам необходимо указать а) прежде всего, необходимо вспомнить термин, признаки которого вам необходимо указать б) исходя из определения понятия или явления вспомнить его основные характеристики. б) исходя из определения понятия или явления вспомнить его основные характеристики. В качестве тренинга я несколько усложняю требования к терминологическим диктантам, требуя указать не только сам термин, но и его признаки. В качестве тренинга я несколько усложняю требования к терминологическим диктантам, требуя указать не только сам термин, но и его признаки. Например, даю задание указать определение нации и её основные признаки или государства и его признаки и т.д.. Например, даю задание указать определение нации и её основные признаки или государства и его признаки и т.д..
IV. Работа с заданием С5 и С6 Пятое задание имеет самостоятельное развернутое условие, т.е. выступает как задание-задача. Но и оно связано с анализируемым текстом. К типичным недостаткам при выполнении данного задания можно отнести слабость аргументационной базы избранной позиции. Пятое задание имеет самостоятельное развернутое условие, т.е. выступает как задание-задача. Но и оно связано с анализируемым текстом. К типичным недостаткам при выполнении данного задания можно отнести слабость аргументационной базы избранной позиции.
Только дети с хорошо развитым логическим и абстрактным мышлением, обладающие определённым уровнем эрудиции способны справится с этим заданием полностью. Такие ребята в условиях сельской школы встречаются редко, поэтому с ними я веду индивидуальные занятия по подготовке к выполнению заданий этого уровня. Только дети с хорошо развитым логическим и абстрактным мышлением, обладающие определённым уровнем эрудиции способны справится с этим заданием полностью. Такие ребята в условиях сельской школы встречаются редко, поэтому с ними я веду индивидуальные занятия по подготовке к выполнению заданий этого уровня.
Таких ребят я прошу хотя бы несколько раз в неделю смотреть программу Новостей и вести тетрадь «Важнейшие события в мире и в стране». Эту тетрадь мы разбиваем на блоки соответствующие основным темам обществоведческого курса(«Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право). Еженедельно я отслеживаю записи в этой тетради, которые ведутся по принципу таблицы Таких ребят я прошу хотя бы несколько раз в неделю смотреть программу Новостей и вести тетрадь «Важнейшие события в мире и в стране». Эту тетрадь мы разбиваем на блоки соответствующие основным темам обществоведческого курса(«Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право). Еженедельно я отслеживаю записи в этой тетради, которые ведутся по принципу таблицы Дата Событие Значение Дата Событие Значение
Вначале ребёнок заполняет последнюю колонку в карандашном варианте, который мы с ним обсуждаем, выявляя возможные последствия события, его роль в жизни отдельного человека, страны или мира. Постепенно ребята начинают приходить к самостоятельным суждениям Вначале ребёнок заполняет последнюю колонку в карандашном варианте, который мы с ним обсуждаем, выявляя возможные последствия события, его роль в жизни отдельного человека, страны или мира. Постепенно ребята начинают приходить к самостоятельным суждениям
Для того, чтобы снабдить ребят необходимым набором аргументов, необходимых для выполнения заданий С5,С6 целесообразно использовать метод проведения исторических аналогий. Для этого я прошу ребят подобрать аргументы, необходимые для выполнения заданий из курса истории в нескольких вариантах. Если учащиеся испытывают затруднения, можно указать им в качестве подсказки страну, век, правителя и дать им поработать над этим дома самостоятельно, а на следующей консультации обсудить полученные ими результаты. Для того, чтобы снабдить ребят необходимым набором аргументов, необходимых для выполнения заданий С5,С6 целесообразно использовать метод проведения исторических аналогий. Для этого я прошу ребят подобрать аргументы, необходимые для выполнения заданий из курса истории в нескольких вариантах. Если учащиеся испытывают затруднения, можно указать им в качестве подсказки страну, век, правителя и дать им поработать над этим дома самостоятельно, а на следующей консультации обсудить полученные ими результаты.