Автор: Краснеева Т.М., педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г. Сочи
пренатальный период, младенчество (от рождения до 1 года), ранний возраст (1–3), дошкольный возраст (от 3 до 6–7), младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12), подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17), юношеский возраст (от 15–17 до 19–21), молодость (от 19–21 до 25–30), зрелость (от 25–30 до 55–60), старость (от 55–60 и старше). Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития. Принято выделять следующие возраста:
кризис новорожденности кризис новорожденности кризис первого года жизни - начало "ходячего" детства и овладения речью. Главное достижение этого периода - приобретение физической самостоятельности. кризис первого года жизни - начало "ходячего" детства и овладения речью. Главное достижение этого периода - приобретение физической самостоятельности. кризис трех лет - негативизм и упрямство, что свидетельствует о возросшей самостоятельности ребенка и необходимости изменения отношения к нему со стороны родителей кризис трех лет - негативизм и упрямство, что свидетельствует о возросшей самостоятельности ребенка и необходимости изменения отношения к нему со стороны родителей кризис семи лет связан с важными изменениями в развитии психики и сменой "ведущей" деятельности - от игры ребенок переходит к учебе и активному познанию мира кризис семи лет связан с важными изменениями в развитии психики и сменой "ведущей" деятельности - от игры ребенок переходит к учебе и активному познанию мира подростковый кризис, кульминационная точка которого - 13 лет подростковый кризис, кульминационная точка которого - 13 лет кризис юношеского возраста кризис юношеского возраста около 23 лет - кризис межличностных отношений, связанный, как правило, с началом семейной жизни и критическим периодом ее становления около 23 лет - кризис межличностных отношений, связанный, как правило, с началом семейной жизни и критическим периодом ее становления кризис лет - переход к "официальной" зрелости, оценка собственных жизненных ролей кризис лет - переход к "официальной" зрелости, оценка собственных жизненных ролей лет - тоже кризис, переоценка жизненных ценностей и обязательств лет - тоже кризис, переоценка жизненных ценностей и обязательств лет - осознание концепции жизни и концепции смерти. Готовность делиться опытом лет - осознание концепции жизни и концепции смерти. Готовность делиться опытом. старше 65 лет - кризис старости. Оценка собственной жизни. Обретение мудрости и подведение итогов. старше 65 лет - кризис старости. Оценка собственной жизни. Обретение мудрости и подведение итогов.
это один из важнейших и сложных периодов в жизни человека. Существенно меняются внешность подростка и его физический облик. Эмоциональная нестабильность, свойственная практически всем подросткам может в отдельных случаях принимать крайние формы. Подросток пытается осознать и постичь собственное "Я". Ведь своё детское "Я" он уже перерос, а взрослое ещё не сформировалось. Происходит стремление к общению со сверстниками, освобождению из-под опеки и контроля со стороны родных. Важно знать, что все вышеперечисленное является следствием глубоких внутренних физиологических и психологических изменений, происходящих с подростком. И только пройдя через кризис, подросток сложит свою "картину мира" и "образ себя" и будет готов к следующему этапу. Подростки - это еще дети, которые находятся на пути к взрослой жизни.
1. Жесткие рамки для подростка. 2. Чувство внутренней несвободы, ограничения в деятельности. 3. Проблема самостоятельности (часто взрослые считают ребенка своей собственностью). 4. Неумение взрослых аргументировать свои запреты. 5. Непонимание взрослыми, что подростком быть трудно.
Если конфликт в семье… Шаг 1. Распознавание и определение конфликта. Цель: вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы. Цель: вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы. Необходимо чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо. Необходимо чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо. "Мне становится стыдно всякий раз, когда наши и твои гости видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что от остатков еды могут завестись тараканы. Давай обсудим эту проблему". "Мне становится стыдно всякий раз, когда наши и твои гости видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что от остатков еды могут завестись тараканы. Давай обсудим эту проблему".
Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений. Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений. Цель: собрать как можно больше вариантов решения. Цель: собрать как можно больше вариантов решения. Появляется возможность узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая их и не принижая. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив. Появляется возможность узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая их и не принижая. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив. "Один раз в неделю проводится большая уборка, в которой ты обязательно принимаешь участие"; "Один раз в неделю проводится большая уборка, в которой ты обязательно принимаешь участие"; "Я получаю поощрение всякий раз после уборки"; "Я получаю поощрение всякий раз после уборки"; "Я получаю в подарок моющий пылесос и другие необходимые предметы, а также право делать уборку под любую громкую музыку"; "Я получаю в подарок моющий пылесос и другие необходимые предметы, а также право делать уборку под любую громкую музыку"; «Я ем только на кухне, а уборку произвожу перед приходом гостей". «Я ем только на кухне, а уборку произвожу перед приходом гостей".
Шаг 3. Оценка альтернативных решений. Шаг 3. Оценка альтернативных решений. Цель: активизировать ребёнка на высказывания по поводу различных решений. Цель: активизировать ребёнка на высказывания по поводу различных решений. Можно предложить ребёнку высказаться по поводу собранных предложений, сообщить свои чувства и интересы. Можно предложить ребёнку высказаться по поводу собранных предложений, сообщить свои чувства и интересы. «Мне нравятся варианты насчёт совместной уборки или уборки перед приходом гостей.» «Мне нравятся варианты насчёт совместной уборки или уборки перед приходом гостей.» «Покупку пылесоса мы сможем обсудить после первых успехов. А что думаешь ты?" «Покупку пылесоса мы сможем обсудить после первых успехов. А что думаешь ты?"
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения. Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения. Цель: принять окончательное решение. Цель: принять окончательное решение. На этом этапе оговариваются обязательства обоих сторон по выполнению решения. Если решение состоит из нескольких пунктов, можно зафиксировать его письменно. На этом этапе оговариваются обязательства обоих сторон по выполнению решения. Если решение состоит из нескольких пунктов, можно зафиксировать его письменно. решение о наведении порядка раз в неделю по субботам. решение о наведении порядка раз в неделю по субботам. Родители не убирают комнату подростка и не несут ответственности за возможные последствия: потерянные вещи, грязная и мятая одежда и т.д., так как это его проблема, а не родителей. В целом же комната подростка является его территорией. В разных семьях возможны разные варианты решений. Родители не убирают комнату подростка и не несут ответственности за возможные последствия: потерянные вещи, грязная и мятая одежда и т.д., так как это его проблема, а не родителей. В целом же комната подростка является его территорией. В разных семьях возможны разные варианты решений.
Шаг 5. Выработка способов выполнения решения. Шаг 5. Выработка способов выполнения решения. Цель: спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения. Цель: спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения. Выносятся на обсуждение вопросы о начале выполнения решения, о проверке качества выполняемой работы, если речь идёт о домашних обязанностях и т.д. Выносятся на обсуждение вопросы о начале выполнения решения, о проверке качества выполняемой работы, если речь идёт о домашних обязанностях и т.д.
Шаг 6. Контроль и оценка результатов. Шаг 6. Контроль и оценка результатов. Цель: способствовать реализации решения. Цель: способствовать реализации решения. По мере претворения решения в жизнь надо интересоваться у ребёнка результатами принятия решения, сообщать о своих мыслях и чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения. По мере претворения решения в жизнь надо интересоваться у ребёнка результатами принятия решения, сообщать о своих мыслях и чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения. Строя отношения с ребёнком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Строя отношения с ребёнком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Главной целью каждого из этих навыков является создание у ребёнка ощущение собственной полезности и компетентности. Главной целью каждого из этих навыков является создание у ребёнка ощущение собственной полезности и компетентности.
Как ребенку сообщать о чувствах? Как ребенку сообщать о чувствах? Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания. Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются задеты чувства родителей? Сообщать ребёнку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания. Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются задеты чувства родителей? Сообщать ребёнку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному.
"Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!" «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!» "Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!" " Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше". " Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом". " Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно". "Ты - высказывания""Я - высказывания"
1. Описание чувств и эмоций, испытываемых родителем в данной проблемной ситуации. 1. Описание чувств и эмоций, испытываемых родителем в данной проблемной ситуации. 2. Безоценочное краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщений и сравнений) описание волнующей ситуации или проступка ребёнка. Описание должно касаться только нежелательного поведения, но не личности в целом. 2. Безоценочное краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщений и сравнений) описание волнующей ситуации или проступка ребёнка. Описание должно касаться только нежелательного поведения, но не личности в целом. 3. Формулировка желательного результата. 3. Формулировка желательного результата. " Я - высказывание" даёт ребёнку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску решения проблемы.
Как улучшить взаимоотношения в семье и достичь взаимопонимания? Как улучшить взаимоотношения в семье и достичь взаимопонимания? Прием «Активное слушание». Прием «Активное слушание». Основные правила: 1. Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму Основные правила: 1. Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3. Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые ребёнком. высказываний. 3. Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые ребёнком. Результаты применения активного слушания: 1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2.Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе Результаты применения активного слушания: 1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2.Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше. 3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. 4.Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать. 5. Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей. всё больше. 3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. 4.Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать. 5. Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей. Активное слушание - это не способ добиться чего-то от ребёнка, а "просто" путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, Активное слушание - это не способ добиться чего-то от ребёнка, а "просто" путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, что мы его понимаем. что мы его понимаем.
- Разлад и кризис в отношениях между детьми и родителями представляет собой благоприятную возможность для изменения и развития. - Разлад и кризис в отношениях между детьми и родителями представляет собой благоприятную возможность для изменения и развития. - И дети, и родители - достойные и равноправные люди. - И дети, и родители - достойные и равноправные люди. - Родители несут ответственность за то, что они делают. - Родители несут ответственность за то, что они делают. - Ребёнок несёт ответственность за то, что делает он. - Ребёнок несёт ответственность за то, что делает он. - Чем чаще родители проявляют сотрудничество (предъявляя свои интересы, выясняют и интересы - Чем чаще родители проявляют сотрудничество (предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребёнка, учитывают его ребёнка, учитывают его позицию), тем больше позицию), тем больше вероятность того, что вероятность того, что ребёнок будет вести себя ребёнок будет вести себя подобным образом в подобным образом в других ситуациях и других ситуациях и с другими людьми. с другими людьми.УТВЕРЖДЕНИЯ, ПОЖЕЛАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
«Мир безопасен, я любим, я хороший» Подросток