Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравствственной культуры народов России» в общеобразовательной школе Родительское собрание 1
Поручение Президента Ввести с 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях субъектов РФ новый предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей) 2
Утвердить - план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Распоряжение Правительства РФ от
Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. … Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это ст. 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов 4
5 … все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей …ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.
Мифы в школу придут священнослужители; новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер; эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. 6
Опровержение мифов предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций; предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 7
Базовые национальные ценности учебники по предмету строятся на общих ценностных основаниях: 1) Отечество, 2) Семья 3) Отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). 8
Назначение предмета создавать условия для духовно-нравственного развития ребёнка; для воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи; помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем. 9
Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества Почему в этом возрасте вводится предмет 10
школьники начнут систематически знакомиться с историческими и культурологическими основами традиционных религий, культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями; будем говорить о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей; будет иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. Зачем вводится предмет 11
Согласованность семьи и школы Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей. 12
Модули изучения курса 13
Как помочь ребенку в изучении предмета Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. 14
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. 15
Модули изучения 16