Психологическая подготовка к ЕГЭ Чибисова М.Ю., кандидат психологических наук, доцент МГПУ.
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А1. У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки: 1)Карлсон 2) Винни-Пух 3) Гарри Поттер 4) Курочка Ряба
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А2. Как долго просидел на печи Илья Муромец: 1) До совершеннолетия 2) С первого до одиннадцатого класса 3) Тридцать лет и три года 4) Пока не закончился полевой сезон
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А3. На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс: 1) Гармонь 2) Балалайка 3) Виолончель 4) Скрипка
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А4. С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич: 1)Танк Т-34 2) Лук со стрелами 3) Автомат Калашникова 4) Меч-кладенец
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале ( юмористическом или общеизвестном) А5. Каким способностями обладал главный герой сказки «Колобок»? 1) Математическими 2) Литературными 3) Вокальными 4) Организационными
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А6. Какой головной убор дал название литературному произведению: 1) Зеленая фуражка 2) Золотая корона 3) Красная шапочка 4) Черная бандана
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А7 Кто написал «Мертвые души»? 1) А.С. Пушкин 2) М.Ю. Лермонтов 3) Н.В. Гоголь 4) Ф.М. Достоевский
Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале А8 Сколько градусов составляют прямой угол? 1) 45 2) 90 3) 180 4) 360
В1. Кто из героев сказки «Репка» оказал решающее влияние на итоги сбора урожая? В2. Какова температура кипения воды? В3. Кто из ученых утверждал, что человек произошел от обезьяны? В4. Напишите химическую формулу воды. Проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале
С1. Опишите жизненную историю героини песни «В лесу родилась елочка» С2. Раскройте смысл пословицы «У семи нянек дитя без глазу»
Психологические трудности ЕГЭ Познавательные Личностные Процессуальные
Познавательные трудности: Причины познавательных трудностей: - Недостаточный объем знаний - Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями - Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета Необходимые психические функции Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность, комбинаторность мышления. Сформированность внутреннего плана действий
Личностные трудности Причины личностных трудностей - Недостаток информации о процедуре - Отсутствие возможности получить поддержку взрослых Виды личностных трудностей: Повышенный уровень тревоги «Мифология» (нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ) Неадекватная самооценка
Процессуальные трудности Причины трудностей: - недостаточное знакомство с процедурой экзамена - отсутствие четкой стратегии деятельности. Виды трудностей: Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критериями оценки.
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ Познавательный компонент (как результат обучения в школе): - Высокая мобильность, переключаемость. - Высокий уровень организации деятельности. - Высокая и устойчивая работоспособность. - Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. - Четкость и структурированность мышления, комбинаторность - Сформированность внутреннего плана действий
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ Личностный компонент: - Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ - Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности - Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ Процессуальный компонент: - Знакомство с процедурой - Навык работы с тестовыми материалами - Умение устанавливать контакты в новой обстановке и с незнакомыми людьми - Владение способами релаксации
Задачи психологической работы с учащимися: Познавательные трудности Формирование необходимых психических функций с помощью психогимнастических игр и упражнений Личностные трудности Снижение уровня тревоги до оптимального, формирование адекватных установок Процессуальные трудности Помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности и овладении особенностями процедуры ЕГЭ
Формы работы психолога с детьми: Групповые занятия – практикумы Игры – драматизации (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале) Индивидуальные консультации Формулировка рекомендаций
Возможное содержание групповых занятий: Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.)
Разработка индивидуальной стратегии подготовки: Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки) Выделение «места наименьшего сопротивления» (что наиболее трудно?) Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов
Направления работы с родителями: Повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена Снижение родительской тревоги
Формы работы с родителями Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)