План урока Обновление духовной жизни общества Развитие науки в первой половине ХIХ века Развитие образования в первой половине ХIХвека
Обновление духовной жизни общества Первая половина ХIХ века по праву считается «золотым веком» русской культуры. Ее влияние проходило под влиянием многих поистине исторических событий: 1) 1)Отечественная война 1812 года 2) 2)Промышленный переворот 3) 3)Рост национального самосознания народов
Гуманитарные науки Рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Важным событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н.М.Карамзина ( ), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году
Царскосельский лицей
Пушкин в Царскосельском лицее.
Петербургский Государственный Университет.
Пулковская обсерватория. Построена в 1839 году.
Казанский Государственный Университет, основан в 1804 году.
Виленский Университет, основан в 1804 г.
Дерптский Университет. Основан в 1802 году.
Естественно-математические науки Профессор Казанского университета Н.И.Лобачевский ( ) Создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики.
Б.С. Якоби ( ) -физик, электротехник, академик Петербургской АН Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840–1850), исследовал электромагниты. Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840–1850), исследовал электромагниты. Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии
А.М.Бутлеров ( ) химик-органик академик Петербургской АН Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил явление изомерии. Первым объяснил явление изомерии. Сторонник введения высшего образования для женщин. Сторонник введения высшего образования для женщин.
Н.И.Пирогов ( ) профессор медико- хирургической академии, анатом, хирург, педагог Основоположник военно-полевой хирургии и анатомо- экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Учился в Московском университете. Участник Севастопольской обороны 1854– 1855), франко-прусской (1870– 1871) и Русско-турецкой (1877– 1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку. Боролся с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование.
Пулковская обсерватория Начала свою работу в 1839 – одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупных российских астрономов В.Я. Струве ( )
Естественно-математические науки. Заполните таблицу: наука ученые открытия математика физика география история Другие науки
Русские путешественники Русский мореплаватель, адмирал. В 1788 г. Иван Федорович Крузенштерн закончил Морской корпус. В 1803–1806 гг. он руководил первым русским кругосветным плаванием на кораблях «Надежда» и «Нева»
Ф.Ф. Беллинсгаузен ( ), мореплаватель, адмирал. В 1819–1821 гг. он возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I. В 1819–1821 гг. он возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I.
А.А.Баранов посвятил свою жизнь изучению Америки
Г.Невельской и Е.Путятин были крупнейшими исследователями Дальнего Востока.
Заполнить таблицу Названиеэкспедициидатаруководительитоги Первая кругосветная русская 1803И.Ф.Крузенштерн Нанесены на карту тыс. км побережья о. Сахалин и тд
В первой половине ХХ века русские путешественники первыми в мире достигли: 1)Северного полюса 2)Восточного побережья Австралии 3)Берегов Антарктиды 4)Острова Мадагаскар
Система образования в начале ХIХ века Общеобразовательная школа:Общеобразовательная школа: Гимназии (7 лет) Уездные училища (3 года) Приходские училища (1 год) Что означает вертикальное расположение учебных заведений? Высшая школа Университеты Академии
Развитие образования Александр I 1)1802 – Министерство народного просвещения 2) Создание гимназий и уездных училищ 3) 1811 – открытие Царскосельского лицея
Открытие новых университетов 1802 – Дерптский 1802 – Дерптский 1804 – Казанский 1804 – Казанский 1804 – Харьковский 1804 – Харьковский 1804 – Виленский 1804 – Виленский Петербургский Петербургский
Развитие образования Николай I 1)Формирование нравственности на религиозных началах 2)Сохранились все типы школ, но стали сословно- представительскими 3)1827- указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян 4)Увеличение численности учебных заведений 5)1828 – Петербургский технологический институт 6)1830 – Московское ремесленное училище 7)20 е годы – Комитет по устройству учебных заведений
Основные тенденции в развитии образования и науки Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при желании расширить образование.Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при желании расширить образование. Образование же помещичьих же крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании Образование же помещичьих же крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и их внедрении в производство.В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и их внедрении в производство.
Вопросы и задания к уроку: Каковы были причины культурного подъема в начале XIX в.? Почему такой интерес в обществе вызвал труд Н. М. Карамзина «История государства Российского»? Как открытия и изобретения были связаны с потребностями экономики? Приведите примеры
Вопросы и задания к уроку: Почему предприниматели поддерживали науку? Расскажите о русских путешественниках и их открытиях Какие новшества появляются в системе образования? Что говорит о внимании властей к народному образованию ? Сравните отношение Александра I и Николая I к системе образования