Границы современного расселения Эвенков: на Западном.левобережье Енисея, на Севере Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на Востоке южная часть Охотского побережья, на Юге Амур и северные районы Бурятской АССР. Общая численность эвенков в СССР 25 тыс. чел. (1970, перепись). Некоторое число Эвенков живёт на С.-З. КНР. Говорят на эвенкийском языке. Происхождение Эвенков связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они, по- видимому, в начале 2-го тыс. н. э. расселились по территории современного обитания.
По религии с начала 17 в. считались православными, но сохраняли различные формы дохристианских верований (Шаманство и др.).Шаманство
Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока. Всего 27 тыс. человек. В основном проживают в Эвенкийском автономном округе. Проживают: Русские свыше 61% Эвенки 25,2% якуты 6,6%
Средняя плотность населения 0,02 чел. на 1 км 2. Доля городского населения 35% (посёлок городского типа Тура). Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства. Охота имела двойное значение: а) давала пищу, материал для одежды и жилища б) приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене. Вплоть до 19 в. некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием.
Охотились в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах (обычно без палок). Обязательно присутствовала собака. Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки.
Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Охота и рыболовство определяли рацион питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок (вялили, сушили), летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия (лепешки и т. п.) заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге делали сами. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу". Кузнечное дело было известно каждому эвенку, но существовали и кузнецы - профессионалы.
Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах (дю). Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей.
Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах.
В дореволюционные годы эвенки (тунгусы) не имели письменности. У них широко бытовали лишь различные жанры фольклора. Первые литературные опыты авторов-эвенков из числа студентов института народов Севера в Ленинграде появились к концу 20-х началу 30-х гг.
Культурное развитие началось в 1975/76 г. в 30 общеобразовательных школах (обучалось 3,6 тыс. учащихся) (медицинское училище) 115 учащихся. Вузов нет. В 1976 в 27 дошкольных учреждениях воспитывалось 1,5 тыс. детей; работало 27 массовых библиотек (169 тыс. экз. книг и журналов). Окружной краеведческий музей в поселке Тура 3 самодеятельных театра 26 клубных учреждений 28 киноустановок Выходит окружная газета «Советская Эвенкия» (с 1933). Транслируются программы Всесоюзного радио. Краевые и местные радиопрограммы ведутся на эвенкийском и русском яз. Ретранслируются программы Центр. телевидения по системе «Орбита».
Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя – серо-коричневого цвета, белого с темным, реже - белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя.
Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя. Красотой отличается женский нагрудник. Он широкий /вверху шире, чем внизу/, закрывает по ширине всю грудь и имеет резко выраженный вырез горловины.. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота.
Обувью служили олочи из кожи,сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой.Самой же распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы"), меховая обувь у народов Севера и Сибири.
В суровых условиях севера наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы. Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком. Зима в Забайкалье, длящаяся более 6 месяцев, причём с большим числом солнечных дней, повлекла за собой внедрение в национальный костюм эвенков новой, оправданной с точки зрения здоровья детали, назначение которой известно любому человеку - это солнцезащитные очки. У эвенков они изготавливались из подручных природных материалов.