«Работа с детьми, имеющими проблемы в воспитании и обучении». Курочкина Ираида Алексеевна социальный педагог МОУ ООШ 3 г. Волжска Республики Марий Эл
За последние 3 года произошёл рост преступлений и правонарушений в нашей школе. В настоящее время в школе обучается 178 учащихся. На внутри школьном учёте состоит 10 семей и в них 11 детей. На учёте в ПДН МО МВД России «Волжский» - 3 детей.
Имеются в школе социальные сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всего 4. Проводим работу с опекунами, детьми сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающими на территории, закреплённой за школой, их всего 4.
Причины роста проблем в воспитании и обучении детей в семье пьянство пьянство ссоры ссоры драки драки длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков и другое. приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков и другое.
Профилактические задачи образовательного учреждения: Профилактические задачи образовательного учреждения: содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних; формирование законопослушного поведения детей и подростков; оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней; выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении; профилактика раннего семейного неблагополучия.
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: 1. Социальный паспорт школы. 2. План совместных мероприятий МОУ ООШ 3 с субъектами профилактики. 3. План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы: педсоветы, совещания,семинары по вопросам профилактики; профилактические операции, рейды; совместная работа с субъектами профилактики; планы проведения месячников, Дней профилактики и др.; план проведения родительского всеобуча; тематика общешкольных родительских собраний.
Документы, формирующие личное дело обучающихся, состоящих на учете в ПДН: Документы, формирующие личное дело обучающихся, состоящих на учете в ПДН: уведомление о постановке обучающегося на учет в ПДН МО МВД России «Волжский; уведомление о постановке обучающегося на учет в ПДН МО МВД России «Волжский; Информация об обучающемся, нуждающемся в индивидуальной профилактической работе; Информация об обучающемся, нуждающемся в индивидуальной профилактической работе; социальный паспорт обучающегося; социальный паспорт обучающегося; Программа реабилитации; Программа реабилитации; акт первичного обследования жилищно - бытовых условий; акт первичного обследования жилищно - бытовых условий; справки по результатам посещения семьи ребенка, состоящего на учете; справки по результатам посещения семьи ребенка, состоящего на учете; характеристика обучающегося; характеристика обучающегося; Ходатайства о приглашении ребенка(родителей) на КДНиЗП, о снятии с учета по исправлению или выбытию. Ходатайства о приглашении ребенка(родителей) на КДНиЗП, о снятии с учета по исправлению или выбытию.
Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на внутришкольном учёте Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на внутришкольном учёте представление ОУ информации о семье, нуждающейся в индивидуальной профилактической работе в КДН и ЗП; представление ОУ информации о семье, нуждающейся в индивидуальной профилактической работе в КДН и ЗП; акт первичного обследования семьи; акт первичного обследования семьи; акт контрольного обследования семьи; акт контрольного обследования семьи; программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей; программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей; ходатайство ОУ о снятии семьи с учета; ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;
ПАМЯТКА : ПАМЯТКА : В соответствии со ст.9 ФЗ 120 (1999 г.) необходимо информировать: ПРОКУРАТУРУ – ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; КДН И ЗП - КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд,отдых, жилище и т. д.,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении; ПДН- ПДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
Формы и методы работы Осуществление контроля за получением образования; Осуществление контроля за получением образования; Посещение семей; Посещение семей; Лекции,беседы, тренинги для родителей; Лекции,беседы, тренинги для родителей; Проведение тренингов для несовершеннолетних; Вовлечение детей в кружковую работу; Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях; Перевод ребенка в другой класс (согласно уровня усвоения программы); Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощью; Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком; Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК; Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями,педагогами и др.) ; Информационная поддержка родителей и детей;
Диагностика : Диагностика : беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе); Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками; Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками; Осуществление направлений Осуществление направлений ( к наркологу, психоневрологу, психиатру, невропатологу и к другим необходимым специалистам); получение рекомендаций, необходимых родителям, ребенку.
Алгоритм действий для выхода из сложившейся проблемы: уклонение от учёбы Направление деятельности Ответственное лицо 1. Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе (еженедельно) с записью в общешкольную тетрадь учета. Сбор данных о пропусках уроков учащимися «группы риска» (ежедневно). Классный руководитель Социальный педагог 2. Установление причины неявки учащегося на занятия: - беседа с одноклассниками; - согласование с родителями, посещение семьи. Классный руководитель
3. Индивидуальная работа с учащимся по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности: - беседа; - тестирование; - классификация проблем; - рекомендации: - самому учащемуся, - родителям. Классный руководитель Социальный педагог 4. Организация деятельности по разрешению проблем учащегося: - установление доверительных отношений с родителями; - согласование в деятельности (ознакомление с Уставом школы, условиями обучения, права, обязанности и пр.; - индивидуальная работа с учащимися Классный руководитель Социальный педагог
(вовлечение во внеурочную деятельность, систему дополнительного образования); - постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с субъектами профилактики ( ПДН, КДН и ЗП, ГБУ РМЭ «ВСРЦ для н/л» и др.) 5. Отслеживание результатов работы: -ведение документации (списки, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи; индивидуальные тетради работы с учащимися девиантного поведения и др.); - разработка локальных актов (правила поведения учащихся и др.) - отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах. Согласно функциональным обязанностям: - классный руководитель; - социальный педагог
« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел педагог к ребенку,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »… (Всеволод Петрович Кащенко, известный отечественный ученый, педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)