Символический смысл плана Божественной Литургии Презентация по основам Православной культуры
Божественная Литургия – самое главное богослужение православнах христиан. У католиков же главное богослужение называется месса. Месса отличается от Литургии более простым планом.
Литургия имеет различнае названия: «Литургия» - в переводе с греч. означает «общественная служба». «Литургия» - в переводе с греч. означает «общественная служба». «Евхаристия» - греческое название Таинства Святого Причащения. «Евхаристия» - греческое название Таинства Святого Причащения. «Обедня» - наиболее частое название, связанное с тем, что литургию положено совершать в полуденное (обеденное) время. «Обедня» - наиболее частое название, связанное с тем, что литургию положено совершать в полуденное (обеденное) время. «Преломление хлеба» - название Литургии в апостольское время. «Преломление хлеба» - название Литургии в апостольское время.
В православии суточнай круг богослужений состоит из девяти служб: Вечерня Вечерня Повечерие Повечерие Полунощница Полунощница Утреня Утреня Первый час Первый час Третий час Третий час Шестой час Шестой час Девятый час Девятый час Божественная Литургия Божественная Литургия
Чтение часов
Чем Божественная Литургия отличается от других служб? Во время Божественной литургии совершаются два Таинства: Исповедь Исповедь Причащение Причащение
Божественная Литургия не может совершаться дома, она совершается только в храме по воскресеньям и в праздничнае дни.
В древние времена порядок и образ совершения литургии передавался устно, и все молитвы и священнае песнопения заучивались на память. В 6 веке появилась потребность объединить все существовавшие чина (варианты) Литургии и внести единообразие в их совершение.
В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленнай им чин Литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. Именно поэтому существует два варианта Божественной Литургии: Божественная Литургия Василия Великого Божественная Литургия Василия Великого Божественная Литургия Иоанна Златоуста Божественная Литургия Иоанна Златоуста
Входнае молитвы
Части Литургии: Литургия 1. Проскомиди я 1. Литургия оглашеннах 1. Литургия вернах
«Проскомидия» - слово греческое, значит «принесение». Первая часть литургии называется так из-за обычая древних христиан приносить с собой хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. 1.Проскомидия
Проскомидия
Во время Проскомидии священник вынимает частицы из пяти просфор. Из Агничной просфоры вынимает кубическую часть, которая называется Агнец. Из второй просфоры – частицу в честь Богородицы. Из третьей – в честь святых. Из четвертой – за живых. Из пятой – за усопших.
Соединение всех частиц в определенном порядке на дискосе символически означает всю Церковь Божию, членами которой являются Божия Матерь, Ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане – живые и умершие, а ее Главой – Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Святого духа.
Вторая часть Литургии называется Литургией «оглашеннах», потому что при ее совершении могут присутствовать и оглашеннае, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученнае за тяжкие грехи от Святого Причащения. 2. Литургия оглашеннах
Литургия оглашеннах
Схема Литургии оглашеннах Малый вход (в храм). Малый вход (в храм). Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое). Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое). Чтение Апостола и Псалом. Чтение Апостола и Псалом. Чтение Евангелия. Чтение Евангелия. Проповедь. Проповедь. Молитва об оглашеннах и отпуск их. Молитва об оглашеннах и отпуск их. Молитва об одержимых и отпуск их. Молитва об одержимых и отпуск их. Молитва о кающихся и отпуск их. Молитва о кающихся и отпуск их.
Главнай смысл Литургии оглашеннах в подготовке верующих к причащению. Поэтому Литургия оглашеннах начинается пением двух псалмов (102 и 145), главная тема которых «Хвали, душе моя, Господа». Господь сначала создал мир духовнай, невидимый. Душа человека помнит свою «Родину», стремится к Богу. Символический смысл этих псалмов в Литургии заключается в следующем: единственная доступная жертва, которую мы можем Богу принести – это жертва хваления. Все остальнае «богатства» человека от Господа.
Следом за малой ектениёй (ектения – усиленное моление) поются Евангельские блаженства. Каждое блаженство символизирует путь, который приведет человека (если только он пойдет по этому пути) в Царство Божие. Поэтому во время Евангельских блаженств Царские врата открываются. Этот момент символически показывает, что путь к Богу открыт для каждого.
Малый вход В конце «блаженств» священник берёт с престола Св. Евангелие, передаёт его диакону и выходит вслед за диаконом, несущим Святое Евангелие, севернами вратами на амвон. Этот выход священнослужителей со Святым Евангелием называется Малым входом и символически знаменует верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Поэтому, смотря на Святое Евангелие как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси на, Сыне Божий, воскреснай из мертвых, поющие Ти: аллилуйя!» Поэтому, смотря на Святое Евангелие как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси на, Сыне Божий, воскреснай из мертвых, поющие Ти: аллилуйя!»
Вход с Евангелием
Малый Вход
Чтение Апостола и Евангелия – это и есть «всемирная проповедь» Христа на Божественной Литургии.
Чтение Апостола
Чтение Евангелия
Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только вернае, то есть крещенае. Ее можно подразделить на следующие части: 1) Перенесение Честнах Даров с жертвенника на престол 2) Приготовление верующих к освещению Даров 3) Освящение (пресуществление) Даров 4) Приготовление верующих к причащению 5) Причащение 6) Благодарение за причащение и отпуст 3. Литургия вернах
Литургия вернах
Мы видим, что план Божественной Литургии напоминает нам Евангельскую историю. Великий вход символизирует торжественное шествие Иисуса Христа на страдания и крестную смерть. Царские врата открываются, звучит Херувимская песнь.
Великий вход Диакон, имея на левом плече воздух, несёт дискос, а священник в руках – Святую Чашу. Выйдя из алтаря севернами вратами (пение Херувимской песни здесь прекращается), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за всех членов Церкви и возвращаются через Царские врата в алтарь.
Великий Вход
Великий вход
Теперь Царские врата закрываются – всё, что дальше будет происходить – тайна. Возгласом «Двери, двери! Премудростию вонмем!» священник напоминает присутствующем, что двери души должна быть закрыты для посторонних мыслей.
Священник в тайнах евхаристических молитвах благодарит Господа за то, что Он принимает от нас «Жертву хваления», хотя Ему предстоят высшие существа – Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поющее, вопиюще, взывающее и глаголющие».
Певчие поют ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь сил небеснах), исполни (наполнена) небо и земля славы Твоея». К этой песне певчие присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: «Осанна (еврейское благо желание: «спаси, помоги Бог!») в вышних (в небесах)! Благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!»
Самые святые минуты Божественной Литургии – это минуты, когда хлеб и вино пресуществляются в Истинное Тело и Истинную Кровь Христову. Это минуты, когда священник вполголоса трижды читает тропарь Третьего часа. Затем священник делает перед Святыми Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу.
Преосуществление Святых Даров
По преосуществлении Святых Даров
Сначала причащаются в алтаре священнослужители, а затем миряне. Божественная Литургия заканчивается благодарственнами молитвами Богу. Священник произносит пастырскую проповедь. Певчие поют многолетие.
Причащение мирян
После Причащения
После Причащения священник благословляет молящихся Святой Чашей: «Всегда, нане и присно, и во веки веков». Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника символически напоминают нам Вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви во вся дни до скончания века
Тайная Вечеря Образ Причащения был дан Иисусом Христом на Тайной Вечере.
Таким образом, весь план Божественной Литургии соотносится с сущностью, смыслом этого Таинства. С одной сторона, мы видим путь Христа к Тайной Вечере, крестной смерти и Воскресению. С другой сторона, этот путь проходят и молящиеся в храме: через осознание своей греховности к укреплению в вере, к воскресению души благодаря милости Господней.