КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРОЕКТ
ПЛАН 1. ВСТУПЛЕНИЕ 2. ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА РЕГУЛИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ 3. ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 4. ЭКСПЕРИМЕНТ 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА 6.ВЫВОД.
Основополагающий вопрос: Что выбрали бы Вы для вступления в речевой контакт с незнакомым человеком, предположим, с прохожим, у которого Вы хотите узнать, как пройти к ближайшей остановке автобуса?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ОБЛАДАЮТ « ВОЛШЕБНОЙ СИЛОЙ», ПОЧЕМУ ИХ ПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, А НЕИСПОЛНЕНИЕ В НУЖНОЙ СИТУАЦИИ ВЕДЕТ К ОБИДЕ?
ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА: Хочешь быть «своим» в данной группе, исполняй ритуалы поведения и общения. Исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание» Произнесение этикетного выражения представляет собой выполнение конкретного дела с помощью речи. Связь с категорией вежливости. Речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА: Опрос относительно выбора обращений показал, что обращение товарищ употребляет 15%, в основном люди старшего возраста; гражданин – 5%, мужчина, женщина – 25%; молодой человек, девушка – 30%, сударь, сударыня – 3%; господин, госпожа – 1%.
ВЫВОД: Обучать речевому этикету необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе, в вузе, ориентируя в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в деятельности человека.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ: Шубкина Валерия, Шубкина Виктория, уч-ся 7 «Б» класса. Руководитель проекта: Трапкова Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г. Балашов, 2008 г.