О.В. Кашпарова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г. Иркутска СОШ 37, учитель математики 2012 г.
Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться В.А. Сухомлинский.
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Задача педагога – помочь обучающимся осознать эти процессы, научить управлять ими, ставить цели своего развития.
Основа для развития личности – социальные и духовные потребности, потребности улучшать и совершенствовать себя: -потребность в самоутверждении; -потребность в самовыражении; - потребность в самоопределении; -потребность в безопасности; -потребность в самореализации
Самореализация – использование своих возможностей, достижение личностных целей, планов, своего предназначения в жизни. Это осуществление себя. Условия для самореализации: Стимулирование свободы воле проявления Пространство творческой деятельности Социальный комфорт
Стимулы первого порядка «как поощрение деятельности обучающихся» Оценка Яркая, образная, эмоциональная речь учителя Словесная похвала («Молодец!», «Умница!» и др.) Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем) Организация коллективной деятельности Разноуровневые задания Усложнение задания Сравнение успехов ученика с его прежними результатами Анализ учебных результатов обучающегося учителем
Стимулы второго порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением» Занимательная ситуация Дозированное домашнее задание Познавательная игра Использование элементов соревнования Концентрация внимания на промежуточных успехах обучающегося Креативная минутка Оценка достижения обучающегося на родительских собраниях Громкая демонстрация итогов деятельности (например, чтение лучших сочинений классу) Проблемно-поисковая ситуация Опора на анализ жизненных ситуаций
Стимулы третьего порядка «Своевременная оценка деятельности обучающихся» Контролируемое доверие Задание практического характера Юмористическая минутка Запись благодарности в дневник Взаимоконтроль Учебная дискуссия Выставка лучших работ по итогам года Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели Решение задач и проблем профессиональной направленности Рецензия товарища на ответ одноклассника
«Мнимые» стимулы Обещание высокой оценки Обещание отпустить до звонка Обещание наказать( вызов родителей, оценка «2», приглашение к завучу) Запись замечаний в дневник Музыкальный фон Авансированная оценка Поощрение книгой, ручкой
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!