Метод проектов Алексеева Е.В.
Новый стандарт Предметные, метапредметные, личностные результаты Универсальные учебные действия Системно-деятельностный подход Метод проектов
Что такое метод проектов? СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Цель проектной деятельности - применение обучающихся знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов, для решения поставленной проблемы.
Задачи, которые решаются в процессе проектной деятельности Обучение планированию; Формирование навыков сбора и обработки информации; Развитие креативности и критического мышления; Формирование умения составлять письменный; Формирование позитивного отношения к работе.
Требования к учебному проекту 1. Проблема 2. Планирование 3. Поиск 4. Продукт 5. Презентация 6. Портфолио Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Этапы работы методом проектов 1. Постановка проблемы 2. Планирование 3.Поиск, исследование 4. Создание продукта 5. Презентация результатов УЧИТЕЛЬ ученик учитель УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ученик
Что такое защита проекта? Представление авторов проекта, темы проекта. Продолжительность выполнения проекта. Кто помогал в выполнении работы (в подборе материала, печатании реферата, выполнении продукта и т.д.)? С какими трудностями столкнулись при выполнении работы? Что было наиболее интересно и познавательно в процессе работы? Что самое интересное, важное, удивительное, ценное для себя удалось узнать по своей теме, рассказать об этом. Представление продукта
Разнообразие проектов Практико- ориентированные Исследовательские Информационные Творческие Ролевые По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты ( тематическому признаку или предметно-содержательной области) подразделяются на: проекты, затрагивающие 2- 3 предмета, или общешкольные, планирующие решить достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Требуют четкой слаженной работы разных творческих групп, имеющих определенные исследовательские и проективные задания, хорошо продуманные формы презентаций. проводятся в рамках одного предмета, при этом выбираются сложные разделы и темы. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны будут приобрести. Разновидности проектов литературно- творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные и т.д.. моно проекты межпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.
Разнообразие проектов Что касается характера контактов между участниками, то проекты подразделяются на: Внутриклассные Внутришкольные Региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одного класса, одной школы, либо между классами, школами внутри региона. Межрегиональные Международные (участники проекта являются представителями разных регионов, стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.
Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповые парные личностные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (недельные) Средней продолжительности (недельные) По продолжительности проекты могут быть: Мини-проекты на одном уроке Мини-проекты на одном уроке
ОШИБКИ Связанные с применением метода Связанные с разработкой и реализацией проекта
Связанные с применением метода Непонимание смыла и значения проектной деятельности для образования. Непонимание смыла и значения проектной деятельности для образования. Имитация проектной деятельности. Имитация проектной деятельности. Нацеленность на презентацию. Нацеленность на презентацию. Ограниченное использование проектной деятельности. Ограниченное использование проектной деятельности. Забегание вперед. Забегание вперед. Сохранение прежних субъект-объектных отношений. Сохранение прежних субъект-объектных отношений. Применение традиционных методов оценки. Применение традиционных методов оценки.
Связанные с разработкой и реализацией проекта Недостаточно внимания уделяется поиску и выбору стоящих идей. Недостаточно внимания уделяется поиску и выбору стоящих идей. Слабый анализ проблемного поля. Слабый анализ проблемного поля. Формальное целеполагание. Формальное целеполагание. Однотипная стратегия проекта. Однотипная стратегия проекта. Особенности команды проекта. Особенности команды проекта. Формально составленный план проекта. Формально составленный план проекта. Слабый мониторинг проекта. Слабый мониторинг проекта. Неэффективные формы презентации проекта. Неэффективные формы презентации проекта.
по Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамовой Т.И. Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности; –это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания. – это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися когда результат этой деятельности (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей. Проект для обучающегося
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Проект для учителя
Проект - это страшно как интересно! Это энергетика и энергия, это инсайты, это открытия Это энергетика и энергия, это инсайты, это открытия группы, это творчество, это муки спадов и это бесконечная радость удач!!! А все почему? Потому что проект это реализация идеи. А все почему? Потому что проект – это реализация идеи. Конечно, с определенным бюджетом и за определенные Конечно, с определенным бюджетом и за определенные сроки, но в этом и прелесть: из ничего, точнее из того, что не является материальным в традиционном смысле, через какое-то время появляется организованная структура, которая способна создать то, что можно измерить способна создать то, что можно измерить количественно и качественно. И это сделали Вы!