Активизация познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом
Цели Воспитать интерес к слову. Сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию. Развить образное и логическое мышление.
Задачи Развить навыки связной речи, говорения. Вооружить обучающихся знаниями базовой науки. Организовать деятельность в данной сфере познания.
Текст – особая единица языка и речи Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей. Признаки текста – информативность, цельность, связность, завершенность.
Чтобы содержание текста было адекватно замыслу, коммуникативно значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме и т. д.
Текст занимает особое место на уроке при работе обучающихся Индивидуальной По группам Коллективной В парах
Композиция текста 1. Вступление. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка. 6. Концовка.
Признаки текста малой формы 1. Небольшой объем. 2. Характер содержания ( впечатление, быстрый отклик на что - то ). 3. Результат ( зарисовка, этюд, художественная миниатюра ).
Этапы самостоятельного приобретения знаний и умений Понимание лингвистического текста. Самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимоконтроль. Свертывание и развертывание лингвистической информации. Выявление внутрипредметных связей языковых единиц. Пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.
Контроль знаний и умений Контрольные работы Диктант Срезовые работы Карточки - задания Изложения Сочинения Изложения с элементом сочинения Тесты Презентации
Комплексная работа с текстом – надежное средство подготовки к итоговой аттестации 1) Подготовить к выразительному чтению текста ; 2) Определить тему, основную мысль текста. Выписать ключевые слова ( словосочетания ); 3) Озаглавить текст ; 4) Определить стиль текста ; 5) Доказать, что это текст ; 6) Определить тип текста ; 7) Определить средства связи между предложениями в тексте ; 8) Объяснить значение выделенных слов ; 9) Подобрать к выделенным словам синонимы и антонимы ; 10) Найти многозначные слова ; 11) Найти в тексте синонимы и антонимы, слова употребленные в переносном значении, стилистически окрашенные ; 12) Найти заимствованные слова. Объяснить их значение ; 13) Составить план текста. Подготовиться к пересказу ( устному или письменному ); 14) Произвести на материале текста разные виды разбора ; 15) Проанализировать орфографию и пунктуацию текста.