Тема 7. Расчет стоимостных нормативов отдельных видов эксплуатационной работы. Метод укрупненных расходных ставок Шобанов Андрей Витальевич кандидат экономических наук, доцент
Рекомендуемая литература 1. Себестоимость железнодорожных перевозок. Под ред. Н.Г. Смеховой и А.И. Купорова - М. Маршрут, 2003 г. (Стр ).
Структура лекции 1. Методика расчета стоимостных нормативов 2. Расчет расходов, связанных с пробегом подвижного состава 3. Расчет расходов, связанных с простоем подвижного состава
Единицы эксплуатационной работы 1 поездовввввв-км (по категориям поездоввввввв) 1000 вагоно-километров (груженых и порожних) 1 локомотива-километр одиночного следования 1 час простоя поезда (по категориям поездоввввввв) 1 час простоя одиночного локомотива 1 час маневровой работы Ограничение скорости движения поезда на 1 км- час Остановка поезда и др.
Стоимостной норматив - это себестоимость выполнения отдельных единиц (видов) эксплуатационной работы. Цель – получение расходной базы для обоснования уровня плат за пользование подвижным составом, определение эффективности реконструктивных и организационных мероприятий
Порядок включения в стоимостной норматив отдельных групп расходов Для обоснования уровня плат Стоимостной норматив – сумма переменных (зависящих от объема перевозок) и условно- постоянных расходов Для определения эффективности мероприятий Стоимостной норматив – только переменные (зависящие от объема перевозок) расходы. (Укрупненная расходная ставка)
Особенности метода расчета стоимостных нормативов Учитываются только расходы железных дорог, связанные с выполнением конкретного вида эксплуатационной работы. Расчет ведется с помощью скорректированных единичных расходных ставок. Калькуляционные измерители определяются по модифицированным (по сравнению с методом единичных расходных ставок) формулам. Порядок учета условно-постоянных расходов зависит от цели расчета стоимостных нормативов.
Алгоритм определения стоимостных нормативов эксплуатационной работы 1. Определение условий выполнения единицы эксплуатационной работы 4. Расчет величины выбранных калькуляционных измерителей на единицу эксплуатационной работы 3. Корректировка единичных расходных ставок для условий выполнения рассматриваемой единицы эксплуатационной работы 5. Определение величины зависящих и условно-постоянных расходов (аналогично методу единичных расходных ставок) 2. Установление перечня калькуляционных измерителей, затрачиваемых на рассматриваемую единицу эксплуатационной работы
Корректировка расходных ставок при расчете стоимостных нормативов 1. Вагоно-километр 2. Вагоно-час Тип вагона 3. Локомотиво-километр Серия локомотива Движение с поездоввввввм или в одиночном следовании Тип верхнего строения пути Движение в поезде или на маневрах 5. Бригадо-час локомотивной бригады 4. Локомотиво-час 6. Тонно-километр брутто вагонов и локомотивав
Корректировка расходной ставки на бригада-час локомотивной бригады Расходная ставка на 1 бригада-час локомотивной бригады при работе в одиночном следовании на 15% меньше, чем при работе с поездами e Mh в поездахe Mh в од. след. e Mh средняя β од 1 - β од
Корректировка расходной ставки на бригада-час локомотивной бригады
Пример корректировки расходной ставки на бригада-час локомотивной бригады e Mh = руб. β од =12%
Расчет расходов, связанных с пробегом подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 поездовввввв-километр транзитного (сборного) поезда: Вагоно-километры Вагоно-часы Бригадо-часы кондукторских бригад (для сборных поездоввввввв) Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Тонно-километры брутто вагонов и локомотивав Расход топлива (электроэнергии)
Методика расчета расходов на 1 поездовввввв-километр в грузовом движении
Расчет расходов, связанных с пробегом подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 локомотива-километр одиночного следования: Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Тонно-километры брутто локомотивав Расход топлива (электроэнергии)
Методика расчета расходов на 1 локомотива-километр одиночного следования
Расчет расходов, связанных с простоем подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 поездовввввв-час простоя транзитного (сборного) поезда: Вагоно-часы Бригадо-часы кондукторских бригад (для сборных поездоввввввв) Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Расход топлива (электроэнергии)
Методика расчета расходов на 1 поездовввввв-час простоя поезда (транзитного или сборного)
Расчет расходов, связанных с простоем подвижного состава Используемые калькуляционные измерители 1 локомотива-час простоя одиночного локомотива: Локомотиво-километры Локомотиво-часы Бригадо-часы локомотивных бригад Расход топлива (электроэнергии)
Методика расчета расходов на 1 локомотива-час простоя одиночного локомотива
Вопросы для самоподготовки В чем особенность расчета стоимостных нормативов отдельных видов эксплуатационной работы? Назовите единицы эксплуатационной работы. Для каких целей ведется расчет стоимостных нормативов отдельных видов эксплуатационной работы? В чем особенность расчета стоимостных нормативов для обоснования уровня плат за использование подвижного состава и для определения эффективности реконструктивных и организационных мероприятий? Какова последовательность работы при расчете стоимостных нормативов отдельных видов эксплуатационной работы? Какие единичные расходные ставки подлежат корректировки при расчете стоимостных нормативов отдельных видов эксплуатационной работы? Как происходит корректировка единичной расходной ставки на бригада-час локомотивной бригады? Назовите калькуляционные измерители, величину которых определяют при расчете стоимостного норматива на 1 поездовввввв-километр? Назовите калькуляционные измерители, величину которых определяют при расчете стоимостного норматива на 1 локомотива-километр одиночного следования? Назовите калькуляционные измерители, величину которых определяют при расчете стоимостного норматива на 1 поездовввввв-час простоя поезда? Назовите калькуляционные измерители, величину которых определяют при расчете стоимостного норматива на 1 локомотива-час простоя одиночного локомотива?