Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».
Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы). Характер имён и фамилий. Указывают на отношение автора к героям Отражают нравственные устремления или внутренние качества.
История создания. Островский начал писать пьесу в 1859 году. Напечатана в 1860 г. В журнале «Библиотека для чтения». Написана на основе реального материала.
Реальный источник пьесы – жизненный опыт писателя – поездка по Верхней Волге. Изучение экономики, условий жизни, труда, быта и нравов населения, языка народа. Место действия связывали с Костромой. Дело Александры Клыковой. Жизненная верность и типичность пьесы.
Быт Торжка. Положение замужней женщины. Кинешма. Восхитительная природа. Как бы подчёркивая, обобщающий характер места действия пьесы «Гроза», драматург называет вымышленный город – Калинов.
Тема пьесы Изображение широкой картины жизни купечества и мещанства. Жестокость нравов Калинова, произвол «хозяев».
Основной конфликт драмы Борьба молодых сил со старым миром, непримиримость двух миров. Основная мысль Если уж женщина – самое слабое и забитое существо – начинает протестовать, значит, конец «тёмного царства» близок.
Роль пейзажа в пьесе. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Слова Кулигина, любующегося красотой русской природы, вызывает у читателя мысль о том, что и жизнь должна быть прекрасной в этом уголке.
Что мы узнаём о порядках, царящих в Калинове, о местных «самодурах» из разговоров действующих лиц? Кулигин – гуманист, самоучка, мечтающий изобрести вечный двигатель. Осуждает купечество за жестокость, мечтает о благоденствии. Считает наилучшим в отношениях с самодурами – терпение.
Кудряш – разудалой парень, грубиян, никого не боится. Дикому на грубость отвечает грубостью. С Диким он уживается, приспосабливается к обстановке, находит возможность весело жить и в среде диких.
Какова роль первых 4 явлений в пьесе? Знакомят с жизнью семьи Кабановых. Рассказывают об отдельных лицах. Дают характеристику Дикому – хищнику и ругателю. Помогают оценить героев: Кулигина, Кудряша, Бориса. Содержат противоречивые оценки нравов, царящих в Калинове (Кулигина и Феклуши).
Роль 5 явления. Знакомство с Катериной и Кабанихой. Неизбежность конфликта между ними. Кабаниха вызывает страх. Она деспотична, груба, ханжа, фанатически отстаивающая старое. Кабаниха играет активную роль, она ведёт разговор, упрекает, наставляет, угрожает, ругает.
В чём упрекает домашних Кабаниха? Какова цель её постоянных придирок? Упрекает детей в непочтительности к старшим. Изводит Тихона за то, что он хочет жить своим умом. Она наставляет, как надо жить, чтобы поддержать порядок в семье.
Что означает слово «порядок» в устах Кабанихи? Беспрекословное подчинение младших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.
Кулигин, говоря о Кабанихе, называет её ханжой. Каково значение этого слова? Чем можно подтвердить слова Кулигина? Ханжество – лицемерие, прикрытое напускной добродетельностью, иногда набожностью. Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова («мой друг», «милая моя»), самоуничижение («мать стара», «мать глупа»), ссылки на родительскую любовь, стремление представить себя несчастной («дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет»). И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью.
Как относится Кабаниха к домашним? Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи? Катерина мало говорит в этом явлении, и всё же своим поведением она бросает вызов «тёмному царству», сама об этом не подозревая. Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. «Терпеть напраслину» привыкли и Тихон, и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, защищает своё человеческое достоинство. Обращение к Кабанихе на «ты», в то время, как Тихон и Варвара называют её на «вы», должно раздражать Кабаниху.