Работа Ученицы 10 класса МОУ КСОШ 9 Глушко Татьяны
Тема «Тютчев в музыке» богата и многогранна. В нее входит и то, что условно можно было бы назвать «музыкой в поэзии», и то, что существует реально: «поэзия в музыке», имея в виду создание музыкальных произведений на основе стихотворных текстов. Следует обратить внимание на аспект исключительной «музыкальности» поэтического наследия Тютчева: а именно насыщенность его образами, рожденными звуковыми впечатлениями, вызванными слуховыми представлениями; примечательна глубочайшая связь мира звуков, заключенного в самом содержании тютчевской лирики, с особенностями художественного стиля, творческого метода, всего миросозерцания поэта. Что же до темы «поэзия в музыке» претворения поэтического наследия Тютчева в музыкальном искусстве, то она содержит целый ряд аспектов. Прежде всего общеисторический, касающийся роли и места, которые в разные периоды занимало наследие поэта в композиторском творчестве. В целом такая историография отражает непростую судьбу поэтического наследия Тютчева: малую известность его вплоть до 90-х годов прошлого века, а затем возрастающую к нему тягу сперва художественной «элиты», а затем все более широких поистине массовых читательских кругов.
Особая тема создание вокальных циклов, тяга к чему столь характерна для музыки нашего столетия, в частности последних десятилетий. Многие циклы русских и советских композиторов целиком посвящены творчеству Тютчева, причем отбор и расположение стихов воплощают тот или иной художественный замысел в целом. Не меньшее внимание привлекает и включение тютчевских стихотворений в циклы, созданные на основе не монографического принципа, а объединенные лишь общностью идеи, темы, настроения, при этом вновь вызывает интерес то «поэтическое окружение», в которое в таких циклах попадают образцы тютчевской лирики.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР В 1854 г. появляется первое прижизненное издание стихотворений Тютчева, осуществленное редакцией некрасовского «Современника» и подготовленное И. С. Тургеневым. Хотя большое число тютчевских стихов публиковалось и раньше в русской периодической печати, в том числе в пушкинском «Современнике», лишь после выхода этого издания возникают первые известные нам романсы на слова поэта. «Прижизненная судьба Тютчева в музыке совершенно подобна его прижизненной судьбе в критике и у читательской массы», писал С. Н. Дурыгин; «... его современниками, указывал он, были замечательные композиторы ленинского и послеленинского периода», и, однако, «при жизни Тютчева, свыше чем 50 лет его творчества, ни один сколько-нибудь известный композитор не переложил на музыку ни одного его стихотворения».
Характерно, что в число стихотворений, избранных для первых романсов, вошли четыре, насчитывающие к настоящему времени наибольшее число музыкальных истолкований: в 1856 г. был издан романс С. А. Зыбиной «Еще томлюсь тоской желаний»; в 1857 г. «Что ты клонишь над водами» Г. А. Кушелева-Безбородко; в 1861 г. увидели свет романсы М. С. Сабининой «Весенние воды» и «Слезы людские». Кроме того, среди первых романсов на слова Тютчева были «Вечер мглистый и ненастный» (1856), «Я очи знал» (1861, 1864), «Ты, волна моя морская» (1861)
Поэзия Тютчева, по единодушному признанию исследователей, является едва ли не самым сложным случаем. В ней резкие признаки лирической новизны (фрагментарность, неожиданность ассоциаций) сочетаются с хорошо ощущаемыми элементами традиции, что позволяло исследователям подчас говорить о «соединении несоединимого». Необычность тютчевской поэтики на фоне существовавших направлений (неоклассицизм, элегическая школа, «школа гармонической точности», «поэзия мысли») заставляла ставить вопрос об истоках этой поэтики и о принципах жанрового мышления, выразившего себя в лирике Тютчева (в частности, о том, единые это принципы или нет). И это отнюдь не частный вопрос: природа и судьба тютчевского жанра имеют непосредственное отношение к романтической революции в мироотношении и в художественной форме.