Что значит «уметь учиться»? Мельникова Наталья Викторовна Учитель математики МОУ «СОШ 4 г.Вольска Саратовской области»
Для чего нужно ходить в школу? Зачем учиться?
«Умеете учиться»? Уметь учиться… А что это значит?
Что значит – «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ»?
«УМЕТЬ УЧИТЬСЯ» Учебная деятельность
Делаю сам, и не получается
Учение начинается с затруднения
Уметь учиться… А что это значит? Делаю САМ!
Уметь учиться – значит…Учебная деятельность
15 шагов Учебная деятельность
-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое. -А может быть лучше поиграть, поговорить с друзьями? -Нет, я хочу учиться! Мотивация к учебной деятельности
2 2 -Так! Сначала надо повторить. Мне уже помогли! -Я должен собрать шарика с голубыми «плюсиками», -то есть повторить только самые нужные знания. Актуализация знаний
3 - Дай-ка посмотрю, что это я там собрал, что повторил? Мне это пригодится! Обобщение актуализированных знаний
4 -Ой, какой шарик! Я такого еще не видел. -Значит, это что-то новенькое! Получение задания для пробного действия
5 - Попробую его достать! Выполнение пробного действия
6 -Прыгал-прыгал – не получается… -Что не так. Надо подумать. Фиксация затруднения
7 - Что я делал? Как делал? Почему не получилось? -Та-а-ак! Прыгая, я пытался достать шарик. Не получилось, потому что горка высокая, а я прыгаю невысоко. Выявление места и причины затруднения
8 -А-а-а! Значит, мне нужно придумать, как по-другому забраться на горку, чтобы достать шарик. -Вот что новенького я узнаю! Построение проекта: постановка цели деятельности
9 - Подумаю, как же мне действовать. В корзине у меня есть шарики – то, что я знаю. Построю шарики лесенкой. Нет, все равно не достану. Нужна помощь. Ой, веревочка, а на горке - дерево! Заберусь по шарикам повыше, закину веревочку на дерево, вот тогда и достану заветный шарик. Построение проекта: выбор способа и составление плана
10 -Действую по плану. Реализация построенного проекта
-Ну вот, теперь в похожих ситуациях я знаю, что делать. - У меня есть новый способ! Проговорю его еще раз Фиксация нового способа действий в речи и в знаках
12 - Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в похожих ситуациях. Отработка умений по применению нового способа
13 -Надо проверить, как усвоен новый способ. - Смотрите, а я молодец! Контроль знаний
14 -Ух, устал! Теперь можно и отдохнуть! -Поиграю в новый шарик вместе со своими старыми друзьями. Включение нового знания в систему знаний
- Вот и все. Напоследок только оглянусь назад. Рефлексия учебной деятельности
15 шагов Учебная деятельность
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний 3. Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 4. Выявление места и причины затруднения. 5. Построение проекта выхода из затруднения. 6. Реализация построенного проекта. 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 9. Включение в систему знаний и повторение. 10. Рефлексия учебной деятельности. Cтруктура урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода
1. Зачем мы здесь? 2.Повторяем. 3. Пробное действие. Делаю сам, и не получается. 4.Затруднение. Где и почему? 5. Ставим цель. План. 6. Реализация проекта. 7.Закрепляем. 8.Самоконтроль. 10. Анализируем и подводим итоги. 9. Обобщаем и применяем новые знания.
Этапы урока – 2, 3, 4 Этапы урока – 5, 6, 7, 8
Что значит – «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ»?
«УМЕТЬ УЧИТЬСЯ» -значит... Делаю сам, и не получается Чего я не знаю? Сам найду способ