ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
Advertisements

«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
УМКУМК УМК «Школа России» «Просвещение» Горецкий В.Г. азб. Федосова Н.А. Климанова Л.Ф. чт. Илюхина В.А. пр. Голованова М.В. чт. Зеленина Л.М. рус.яз.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования Программы отдельных учебных предметов и курсов.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
1 Начало обновления стандартов общего образования.
Стандарты второго поколения: особенности и актуальные задачи реализации.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Обеспечение содержания и качества образования в соответствии с действующим законодательством Саблина Лариса Александровна, отдел контроля качества образования.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 01 февраля 2011 г ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

1998 Образовательные стандарты Основная цель: формирование ЗУНов Базисный учебный план Содержания программ: 1)содержание знаний (перечень тем) 2)требования к уровню подготовки выпускников Приоритет: 1)Воспроизводить ЗУНы (воспроизводить по памяти) 2)Применять знания 3)Решать учебные и практические задачи 2004 Стандарты первого поколения Базисный учебный план Содержания программ: 1)содержание знаний 2)требования к уровню подготовки выпускников в двух формах: (а)содержание как объект контроля и оценки, (б)содержание как объект изучения, но не контроля и оценки) Приоритет: формирование общеучебных умений и навыков ЗУНы – средства для детского развития, а не цель начального и дошкольного образования 2009 Стандарты второго поколения Базисный образовательный план Содержание программ: 1)содержание знаний 2)планируемые результаты обучения 3)программа внеурочной деятельности Приоритет: гармоничное развитие личности, обеспечивающее возможность и готовность учащихся к самообразованию (к самостоятельному приобретению ЗУНов)- формирования умения учиться От стандарта 1998 г. к стандарту 2009 г.

Стандарт как общественный договор в отношении: ожидаемых результатов образования; принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав; общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно-деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований Образовательные стандарты: особенности подхода

Опора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат Опора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат Иная структура документа:Иная структура документа: -требования к результатам освоения основной образовательной программы; -требования к структуре основной образовательной программы; -требования к условиям реализации основной образовательной программы Основные особенности ФГОС второго поколения

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Системно-деятельностный подход предполагает:

1. Общие положения 2. Функции Стандарта 3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Содержание ФГОС второго поколения

4. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования: Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; Примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования: Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования; Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования; Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования; Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. 6. Введение в действие Стандарта

Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения

мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, пед образование, … педагогические технологи и педагогические технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение

Ключевая составляющая – требования к результатам освоения основных образовательных программ:Ключевая составляющая – требования к результатам освоения основных образовательных программ: -предметные результаты; -метапредметные результаты; -личностные результаты

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;

Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Универсальные учебные действия Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные универсальные действия Внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, самооценка) Самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность)

Регулятивные универсальные действия Осуществление действия по образцу и заданному правилу; Сохранение заданной цели; Способность увидеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого; Контроль своей деятельности по результатам, адекватное отношение к оценке.

Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные формулирование проблемы; обнаружение способа действия; поиск и анализ информации; моделирование; описание хода решения; составление высказываний; контроль и оценка своих действий.

2. Универсальные логические действия: выделение признакав предмета; сравнение, сериация, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство

3. Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 4. Моделирование кодирование информации; считывание кодированной информации (декодирование); использование наглядных моделей; построение схем, таблиц, диаграмм

Коммуникативные действия Умения взаимодействовать (интеракция); согласовывать коммуникативные усилия (кооперация); передавать информацию (интериоризация)

Введение в действие Стандарта Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУ Примерная основная образовательная программа начального общего образования Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ

Структура основной образовательной программы Планируемы результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы Пояснительная записка Основная образовательная программа Учебный план начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

обязательная часть; внеурочная деятельность. часть, формируемая участниками образовательного процесса; часть, формируемая участниками образовательного процесса;

В базисном учебном плане не выделяется региональный компонент при сохранении обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса В базисном учебном плане не выделяется региональный компонент при сохранении обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса В базисный учебный план впервые включён раздел «Внеурочная деятельность»В базисный учебный план впервые включён раздел «Внеурочная деятельность»

Базисный учебный план ФГОС второго поколения [1] [1] Возможны иные варианты расчёта максимально допустимой недельной нагрузки. Так, в настоящее время продолжает действовать норма, определённая Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН п ) – Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, когда при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 25 часов; при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов. [2] [2] В первом классе допускается только 5-дневная учебная неделя. [3] [3] Перечень направлений и количество часов на каждое ОУ определяет самостоятельно.

Учебные предметы Количество часов в год IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Родной язык и литература(99)(102)(68) Иностранный язык 68 Математика Окружающий мир 6668 Искусство (Музыка и ИЗО)6668 Технология (Труд) Физическая культура 6668 Итого: Региональный компонент и компонент ОУ (6-дневная неделя) (99) Предельная нагрузка при 6-дневной неделе (660)850 Региональный компонент и компонент ОУ (5-дневная неделя) Предельная нагрузка при 5-дневной неделе Количество часов в год IIIIIIIV (132)(136)(102) (99) (660) Федеральный БУП

Внеурочная деятельность Направления Классы IIIIIIIVВсего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40

«Школа России» (издательство «Просвещение») Азбука (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская Л.А. и др.); Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий); Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.); Математика (М.И. Моро и др.); Окружающий мир (А.А. Плешаков); Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко); Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.); Изобразительное искусство (под ред. Б.М. Неменского); Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг); Физическая культура (В.И. Лях).

«Перспектива» (издательство «Просвещение») Азбука (Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева); Русский язык (Л.Ф. Климанова и др.); Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская); Математика (Л.Г. Петерсон); Окружающий мир (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая); Информатика (Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов); Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.); Изобразительное искусство (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова); Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг); Физическая культура (А.П. Матвеев).

«Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф») Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова); Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова); Литературное чтение (Л.А. Ефросинина); Математика (В.Н. Рудницкая и др.); Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова); Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр); Изобразительное искусство (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская); Технология (Е.А. Лутцева); Физическая культура (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская и др.)

«Школа 2100» (издательство «Баллас») Букварь (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); Русский язык (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева); Математика (Т.Е. Демидова С.А. Козлова, А.П. Тонких); Окружающий мир (А.А. Вахрушев и др.); Информатика (А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова); Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр); Изобразительное искусство (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская); Технология (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); Физическая культура (Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина).

«Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник») Азбука (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков); Русский язык (Н.А. Чуракова и др.); Литературное чтение (Н.А. Чуракова и др.); Математика (А.Л. Чекин и др.); Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова); Окружающий мир (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова., С.А. Трафимов); Изобразительное искусство (Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов); Музыка (Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова); Технология (А.А. Гринева, Т.М. Рагозина).

«Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово») Литературное чтение (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова); Математика (Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева); Окружающий мир (В.А. Самкова, Н.И. Романова); Физическая культура (В.Я. Барышников, А.И. Белоусов)

«Планета знаний» (издательство АСТ «Астрель») Букварь (Т.М. Андрианова); Русский язык (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина); Литературное чтение (Э.Э. Кац); Математика (М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова); Окружающий мир (Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); Технология (О.В. Узорова, Е.А. Нефедова); Музыка (Т.И. Бакланова); Изобразительное искусство (Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов).

«Гармония» (Издательство «Ассоциация XXI век») Букварь. (М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко и др.); Русский язык. (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко); Литературное чтение. (О.В. Кубасова); Математика. (Н.Б. Истомина); Окружающий мир (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин); Технология (Н.М. Конышева).

«Классическая начальная школа» (Издательство «Дрофа») Азбука (О.В.Джежелей); Русский язык (Т.Г. Рамзаева); Русский язык (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко); Литературное чтение (О.В.Джежелей); Литературное чтение (Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова); Математика (Э.И. Александрова); Окружающий мир (Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов); Музыка (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак); Изобразительное искусство (В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина); Технология (Н.А. Малышева); Физическая культура (Г.И. Погадаев).

УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Издательство «Вита-пресс») Букварь (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин); Русский язык (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова); Литературное чтение (Е.И. Матвеева); Математика (В.В. Давыдов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева); Окружающий мир (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева); Изобразительное искусство и художественный труд (Ю.А. Полуянов).

УМК по системе Л.В. Занкова (Издательство Корпорация «Федоров») Азбука (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец); Русский язык (Н.В. Нечаева); Русский язык (А.В. Полякова); Литературное чтение (В.А. Лазарева); Математика (И.И. Аргинская); Окружающий мир (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), Технология (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова); Музыка (Г.С. Ригина); Физическая культура (В.Н. Шаулин).

упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившиеся за предыдущие годы устойчивые стереотипы проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна методического обеспечения достижения и КИМов оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования. Предпосылки возникновения рисков введения ФГОС начального общего образования