Как управлять вниманием
Ушинский К.Д.: Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира.Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира.
Внимание – это направленность Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
От чего зависит развитие внимания?
Главное условие развития видов и свойств внимания – познавательная мотивация учебной деятельности. Развитию внимания на всех этапах обучения способствуют использование самоконтроля и стремление к овладению динамикой сознания, т.е. способностью распределять и переключать его на важные виды деятельности.
Важные показатели внимания: Концентрация УстойчивостьОбъём
внимания – активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению Концентрация
Устойчивость – это длительное удержание внимания на одном предмете или какой- либо деятельности. Устойчивость внимания приобретается в процессе совершенствования учебных навыков
Объём внимания – это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментной, одновременно.
Определите объём внимания Необходимо на листе бумаги предварительно нарисовать 6 квадратов размером 4x4 см (см. рисунок). Затем внимательно рассмотреть первую фигуру и по памяти постараться её воспроизвести. Так последовательно необходимо проверить своё внимание на всех шести фигурах.
В процессе любых видов учебной деятельности внимание усиливается, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
Происходит активизация мыслительной деятельности, сопровождаемая соответствующей практической деятельностью, например, при чтении текста полезно делать записи. Сознательно поставлена значимая цель деятельности и составлен соответствующий план её реализации.
Возрастает уверенность в своих силах. Углубляется понимание изучаемого материала. Появляются разнообразные впечатления, новые идеи, оригинальные предложения.
Внимательны ли вы? (тест) Ответьте да или нет на следующие вопросы: 1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания? 2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые? 3. Умеете ли вы заниматься каким- либо делом и одновременно слушать то, о чём говорят вокруг вас?
4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи? 5. Смотрите ли внимательно по сторонам, когда переходите улицу? 6. Способны ли вы в деталях вспомнить фильм, который смотрели два дня назад?
7. Раздражает ли вас, когда кто- то отрывает вас от чтения книги, газеты, просмотра телепередачи, какого-либо иного занятия? 8. Проверяете ли вы сдачу в магазине, не отходя от кассы? 9. Быстро ли вы находите в квартире нужную вещь?
10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликнул на улице? 11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого? 12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку?
13. Можете ли вы, не мешкая, назвать даты рождения ваших близких? 14. Легко ли пробуждаетесь ото сна? 15. Найдёте ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (например, музей, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году?
Ключ для подсчёта результатов Если вы ответили да на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15, запишите на свой счёт по одному очку; ту же процедуру проведите, если ответили нет на вопросы 1, 7, 10, 11,12. Суммируйте полученные очки. Суммируйте полученные очки.
Если у вас 11 и более очков, то ваше внимание выше всех похвал, а вашей проницательности позавидовали бы великие сыщики. От 5 до 10 очков – терпимо, но не более. Ничего важного, конечно, вы не забудете, но в неприятные ситуации из-за приступов рассеянности иногда попадаете. Но, в случае крайней необходимости, способны сосредоточиться и не допустить промашки.
Если меньше 4 очков, то вы –человек рассеянный с улицы Бассейной.
ВЫВОДЫ Используйте в своей работе все свойства внимания. Сосредоточьтесь на предстоящей работе. Не отвлекайтесь от начатой работы.
ВОПРОСЫ Что такое внимание?
ВОПРОСЫ Назовите важнейшие показатели внимания.
ВОПРОСЫ Охарактеризуйте концентрацию внимания.
ВОПРОСЫ Что такое устойчивость внимания?
ВОПРОСЫ Что вы знаете об объёме внимания?
ВОПРОСЫ Назовите условия, способствующие усилению внимания.