Урок – исследование по физике в 8 классе по теме «Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами». Составитель: Воеводина Эмилия Алексеевна, учитель математики и физики МБОУ «Усть – Цилемская СОШ»
Проблема: Нерациональное использование электроэнергии приводит к ее высокой стоимости, к загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.
Цель урока: Рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов; Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов; Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии.
Гипотеза: Для перехода к этапу формирования гипотезы надо показать применение физических характеристик, связанных с работой тока. Каждой паре учащихся предложить технический паспорт электрического прибора, по которому нужно определить: рабочую мощность, напряжение, частоту тока. Выписать данные на доске и выдвинуть гипотезу о том, работа тока и стоимость потребляемой энергии связаны и работа тока зависит от мощности. Но как? (это предстоит выяснить в ходе урока).
Задачи урока: Исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания? Изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии; Выяснить, какие источники электроэнергии существуют? Рассмотреть способы экономии электроэнергии.
Групповая работа: 1 группа «Аналитики»- исследуют, как влияет работа приборов в режиме ожидания на экономию электроэнергии (приложение 1); 2 группа «Экологи» - изучают экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии (приложение 2); 3 группа «Экономисты» - выясняют, какие источники электроэнергии существуют. Каковы их преимущества (приложение 3); 4 группа «Статисты» - рассматривают способы экономии электроэнергии (приложение 4).
приложение 1
Сколько энергии потребляют ваши приборы в режиме ожидания?
Задача для 1 группы «Аналитики» Электрические приборы одной квартиры потребляют среднюю мощность 1 к Вт*ч в течение 12 часов в сутки. А оставшееся время суток – 0,5 к Вт*ч. Оцените работу тока по этим приборам за 1 год.
Приложение 2 Экологические проблемы энергетики В современном мире энергетические потребности обеспечиваются главным образом за счет трех видов энергоресурсов: органического топлива (газ, уголь), воды и атомного ядра. Энергию воды и атомную энергию человек использует после превращения ее в электрическую. Одновременно большое количество энергии, которая заключена в органическом топливе, используется человеком в виде тепловой и только часть ее преобразуется в электрическую. При этом и в первом, и во втором случаях высвобождение энергии из органического топлива связано с его сжиганием и, таким образом, с выбросом продуктов горения в окружающую среду. Энергетика сегодня является определяющей и для экономики и для экологии. Именно от нее в значительной мере зависит экономический потенциал всех государств и благосостояние людей. Она же оказывает очень сильное воздействие на окружающую среду экосистемы биосферу в целом. Самые актуальные экологические проблемы (изменение климата, кислотные дожди общее загрязнение среды) прямо или косвенно связаны с использованием или производством энергии. Именно энергетике принадлежит первое место, как в химическом, так и в других видах загрязнения: тепловом, электромагнитном, аэрозольном, радиоактивном. Следовательно, не будет преувеличением утверждать, что от решения энергетических проблем зависят возможности решения главных экологических проблем. За счет сжигания топлива (учитывая дрова и другие природные ресурсы) сегодня производится примерно 90% энергии. Доля тепловых источников снижается до 8085 % в производстве электроэнергии. В промышленно развитых странах нефть и нефтепродукты используют в основном для нужд транспорта. В частности, в США нефть в общем энергобалансе страны составляет 44 %, а для получения электроэнергии – только 3 %. Для угля присуща противоположная закономерность. В общем энергобалансе – 22 %, но как основной источник для получения электроэнергии – (52 %). В Китае же доля угля в получении электроэнергии составляет около 75 %. В России преобладающим источником для получения электроэнергии сегодня является природный газ (примерно 40 %), на долю угля приходится только 18 % вырабатываемой энергии, а доля нефти не более 10 %. В мировом масштабе гидроресурсы используют для получения около 5 – 6 % электроэнергии (но в России – 20,5 %). Атомная энергетика вырабатывает 1718 % электроэнергии. В России же ее доля около 12%, хотя в некоторых странах она является преобладающей в энергетическом балансе (Франция – 74 %, Бельгия – 61 %, Швеция – 45 %). Задание: По тексту выделить 4-5 проблем и озвучить их.
Приложение Используя текст учебника, выписать достоинства и недостатки обычной лампы накаливания и люминесцентной лампы. 2. задача: сколько стоит за сутки горение лампочки в подъезде дома, мощность которой 40 Вт, если стоимость электроэнергии 2,74 к/ к Вт*ч?
Приложение 4.
Задача для 4 группы «Статисты»: Рассчитать сколько к Вт *ч энергии можно сэкономить за 1 год, если заменить лампу накаливания мощностью 100 Вт на энергосберегающую мощностью 20 Вт.
Итог урока: Задумывались ли вы ранее. Что в режиме ожидания ваши приборы потребляют энергию? Измените ли вы свое отношение к режиму ожидания? Какие способы экономии электроэнергии мы сегодня рассмотрели? Как работа тока зависит от мощности?
Источники информации: 1.А. В. Перышкин, Физика – 8, М. – Дрофа, 2009 г. 2. Физика в школе, 16, 2010 г. 3. energosber.info/lesson. 4. /p41.phphttp:// /p41.php