Организация экспериментальной деятельности по безотметочному обучению музыке Автор: Молчанова Т.А. СОШ 4 г. Полярные Зори
Ш. А. Амонашвили: « Для одних отметка Баба Яга, а для других – добрая фея». « Для одних отметка Баба Яга, а для других – добрая фея».
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели современной школы. Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели современной школы. Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок.
Информационное письмо Министерства образования от /13 « О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».
Министерство образования рекомендует: использовать при обучении физической культуре, изобразительному искусству, музыке безотметочное оценивание по зачётной системе с последующим внесением записи «зачтено» / «не зачтено» по результатам обучения в школьную документацию (журналы, личные дела и т.д.), и «зачтено» - в документы государственного образца (аттестаты).
Преподаватели СОШ 4 разработали следующие формы и методы аттестации обучающихся: Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения осуществляется с помощью мониторинга учебной деятельности экспериментального класса, результаты фиксируются в картах наблюдений учебных достижений учащихся. Контроль осуществляется в соответствии с требованием Положения о безотметочном обучении. Качество знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: «+» - знание или умение по данному параметру сформировано; «+» - знание или умение по данному параметру сформировано частично;. «-» - знание или умение по данному параметру отсутствуют.
Методы отслеживания результатов обучения обучающихся: ведение карт учета достижений учащихся, ведение карт учета достижений учащихся, контрольные упражнения, контрольные упражнения, контрольные опросы, контрольные опросы, самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа учащихся, самооценка учащихся. самооценка учащихся.
Формы текущей аттестации уроков музыки ученики ведут тетрадь музыкальных впечатлений ученики ведут тетрадь музыкальных впечатлений
выполняют исследовательские творческие задания: буклеты о творчестве композиторов: выполняют исследовательские творческие задания: буклеты о творчестве композиторов:
Презентации о жизни и творчестве композиторов:
Биография. «Обратите внимание на него!» Биография. «Он всех заставит о себе говорить!» Биография. Трагедия жизни. Основные произведения. «Лунная соната». Немного об авторе. Использованная литература.
Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги. Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина; тогда ему шёл тринадцатый год. В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов. Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!». Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье.
Французская революция нашла в душе Бетховена горячий отклик. Юноша полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен. В 1792 году двадцатидвухлетний композитор переехал в Вену, где и жил до конца своих дней. Имя Бетховена вскоре получило известность. А 1802 год стал переломным в творчестве Бетховена. Последующее десятилетие является наиболее плодотворным в жизни композитора. Приходит зрелость таланта, начинается бурный расцвет творчества. В эти годы им написаны многие из лучших произведений. За годы, последовавшие за бурным подъемом, Бетховен написал значительно меньше. В 1824 году появилась «Торжественная месса» ре мажор хоровое произведение духовного содержания на латинском языке. А вслед за ней грандиознейшее произведение, венец всего творчества Бетховена девятая (последняя) симфония. В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью. Было сделано четыре операции. Но ничто уже не могло помочь. Великий композитор умер, когда около него не было никого из родных. 29 марта 1827 года его похороны превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей.
9 симфоний 11 увертюр 5 концертов для фортепиано с оркестром концерт для скрипки с оркестром 16 струнных квартетов 6 трио для струнных, духовых и смешанных составов 6 юношеских сонат для фортепиано 32 сонаты для фортепиано (сочинены в Вене) 10 сонат для скрипки и фортепиано 5 сонат для виолончели и фортепиано 32 вариации (до минор) багатели, рондо, экосезы, менуэты и другие пьесы для фортепиано (около 60) опера Фиделио Торжественная месса обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских), около 40 песен на слова различных авторов
Я – Петровых Анна, мне 11 лет. Родилась и живу в городе Полярные Зори Мурманской области. Учусь в 6 «в» классе СОШ 4, а также в 4 классе ДШИ, класс фортепиано. Очень люблю музыку, с огромным удовольствием слушаю не только современную, но и классическую, в том числе и Бетховена, особенно «Лунную Сонату».
коллективные проекты:
участвуют в школьных праздниках, фестивалях: музыкальный спектакль «Зеленый огонек» участвуют в школьных праздниках, фестивалях: музыкальный спектакль «Зеленый огонек»
участвуют в школьных праздниках, фестивалях: Новогодний утренник для 6-х классов
участвуют в школьных праздниках, фестивалях: Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества
Результаты итоговой аттестации обучающихся экспериментального 6В класса и контрольного 6Б класса: Вывод: по музыке качество знаний возрастает Класс Уровень обученности В Самый высокий %1518 Высокий 84-65%138 Средний 64-40%23 6Б %-14 Высокий 84-65%-4 Средний 64-40%-6
Психологическое состояние класса на уроке музыки Педагогом-психологом Пудовой О.С. проведено исследование эмоционального состояния учащихся на уроках музыки с целью проследить удовлетворенность предметом, изменения состояния личности в течение урока. Класс ПЭТ в начале урока ПЭТ в конце урока 6В19%53% 6Б44%61% Вывод: учащиеся комфортно чувствуют себя на этих уроках, положительная эмоциональная тональность (ПЭТ) возрастает к концу урока.
Проблемы экспериментальной деятельности. 1. Как Вы относитесь к безотметочному обучению? Положительно-10 Отрицательно-8 Нейтрально-8 Положительно-10 Отрицательно-8 Нейтрально-8 2. Довольны ли Вы тем, что Ваш ребенок обучается по безотметочной системе: музыке Да -23 Нет-3 музыке Да -23 Нет-3 3. Согласны ли Вы с тем, что безотметочное обучение физической культуре, изобразительному искусству, музыке дает возможность: а) осуществления гуманистических подходов к обучению, так как эти предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся Да-22 Нет-4 б) ученику определить границы своего знания-незнания по предмету Да-17 Нет-9 Да-17 Нет-9 в) ученику определить те проблемы, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности Да-16 Нет-10 г)другое (укажите, что именно): г)другое (укажите, что именно): Ученик, не имеющий природного дара, чувствует себя комфортно. Ученик, не имеющий природного дара, чувствует себя комфортно.
Родителями отмечены недостатки безотметочного обучения Ребенок не стремится развивать свои способности, нет стимула. -3 Ребенок не стремится развивать свои способности, нет стимула. -3 Уменьшается ответственность детей при изучении этих предметов -2 Уменьшается ответственность детей при изучении этих предметов -2 Способствует снижению успеваемости в целом-1 Способствует снижению успеваемости в целом-1 Ребенок не проявляет усердия, старания- 2 Ребенок не проявляет усердия, старания- 2 Теряется интерес к предмету-2 Теряется интерес к предмету-2
Задачи эксперимента на текущий учебный год: –Продолжить ведение карт учета достижений учащихся по музыке в 7В (экспериментальном) и 7Б (контрольном) классе. –Обобщить опыт в рамках городского педагогического марафона г. –Провести мониторинг качества знаний и умений обучающихся экспериментального и контрольного классов. –Организовать анкетирование учащихся и родителей с целью выявления проблем и достижений.
Проблемы, возникающие в ходе осуществления экспериментальной деятельности. Недостаточно информации об организации эксперимента в области, недостаток информации для создания нормативной базы. Недостаточно информации об организации эксперимента в области, недостаток информации для создания нормативной базы. Не проводились курсы при МОИПКРО по данной проблеме. Не проводились курсы при МОИПКРО по данной проблеме.