Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского района Республики Мордовия
- познакомить учащихся с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, - проанализировать, как связано произведение с эпохой, - познакомить с проблематикой произведения, - углубить понятие «лишний человек»
Что вам известно о 30-х годах XIX века? Почему их называют эпохой безвременья? Как это время характеризуют строки из лермонтовского стихотворения «Дума»: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Сделайте вывод, в каких условиях создавался роман «Герой нашего времени» ( ).
В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х гг., Лермонтов хотел изобразить своего современника - гвардейского офицера Печорина - на широком фоне столичной жизни. Портрет Лермонтова Художник Щербаков Б.В.
Наступил 1837 год. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман. Картины М.Ю.Лермонтова
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Чёрного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Чёрного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Всё это обогатило его опытом, множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников в романе «Герой нашего времени».
«Герой нашего времени» это грустная дума о нашем времени», напишет позднее В.Г. Белинский. Век Лермонтова был по преимуществу историческим. Все думы, все вопросы и ответы, вся деятельность того времени вырастали из исторической почвы и на исторической почве. Роман Лермонтова не является исключением. Портрет Лермонтова Иллюстрация из книги Аллы Марченко
Нехронологический порядок повестей создаёт психологизм. Читатель из-за такого распределения может увидеть гораздо более резкие изменения в Печорине, ещё более выраженную замкнутость. Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него эксперименты. Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича, чтобы читатель понял всю эту «вечную грусть» героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина. Особенности композиции романа замечательно определил В.Г.Белинский: «Герой нашего времени представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев. Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью».
Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани. 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живёт в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча. 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем. 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем. 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина. Последовательность глав в романе 1.«Бэла» 2.«Максим Максимыч». 3. Предисловие к «Журналу Печорина» 4.«Тамань» 5.«Княжна Мэри» 6.«Фаталист» Хронологическая последовательность 1.«Тамань» 2.«Княжна Мэри» 3.«Бэла» 4.«Фаталист» 5.«Максим Максимыч» 6. Предисловие к «Журналу Печорина»
Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым русским социально- психологическим и философским романом в прозе. Этот роман – новый взгляд на человеческую природу, характер, связь социально-психологического, физического и духовного. Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России. Иллюстрация Д.А.Шмаринова
Наиболее точно определил особенности этого типа А.И.Герцен: « Печальный тип лишнего человека… является тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». «Лишними» эти герои стали потому, что определили своё поколение в интеллектуальном развитии, став личностью «в условиях обезличенной действительности николаевской России», что было одним «из самых трагических положений в мире». В Печорине есть трагедия сложившейся личности. Кадр из кинофильма «Страницы журнала Печорина» (1975 г.)
Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: « История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, её становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости. Иллюстрация Д.А.Шмаринова
1. Порядок следования повестей… Б) «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» А) «Бэла», «Тамань», «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Фаталист» В) «Тамань», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Княжна Мери» Г) «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Тамань», «Бэла», «Фаталист» 2. Какому стихотворению Лермонтова роман «Герой нашего времени» наиболее близок проблематикой? А) «Смерть поэта»Б) «Родина» В) «Дума» Г) «И скучно, и грустно»
Г) Печорин А) МцыриВ) Калашников Б) Арбенин 4. Какой психологический приём не используется в романе? А) детали интерьера, пейзаж Б) «поток сознания» Г) монолог-исповедь В) внутреннее через внешнее 3. Кого из героев можно назвать «лишним человеком»?
А) Печорин Г) Максим Максимыч В) ГрушницкийБ) Вернер 5. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но он никогда не мог воспользоваться своим знаниями… 6. Грустно видеть, когда юноша теряет свои лучшие надежды и мечты, когда перед ним отдёргивается розовый флер, сквозь которые он смотрел на дела и чувства человеческие… А) Максим Максимыч Г) Печорин В) Грушницкий Б) офицер-рассказчик
Героем своего романа Лермонтов сделал человека незаурядного. Автор смотрит на своего героя как на явление исключительное. Первоначально роман был назван «Один из героев нашего времени». Но это название было отброшено, и закрепился другой вариант: «Герой нашего времени». Лермонтов прямо отсылает читателя к своей «Думе» Сильная и одарённая личность Печорина вписана в эпоху «безвременья». Он как будто пришёл в роман со словами: «И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь горит в крови». «Герой нашего времени» – это роман о жизни и поступках поколения 30-х годов XIX века.
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. (История твоей литературы. Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9 класса. В 2-х книгах. – М.: Баласс, 2010 г. 2. Википедия – свободная энциклопедия 3. Иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова html html 4. Тесты И.Н.Корщуновой, Е.Ю.Липиной. – М.: Дрофа, 2000 г.