Элементы исследования на уроках литературы: алгоритм построения творческих работ Автор работы: Калашникова Наталья Николаевна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ ООШ 28 с. Кирпичное, Туапсинский район
Некоторые особенности научного стиля 1. Логическая последовательность изложения 2. Точность формулировок 3. Конкретность
Логичность Последовательность развития мысли ( во-первых, прежде всего, далее и т.п.) Правильным установлением причинно- следственных отношений (как уже было сказано; кроме того …) Указание на противоречия (однако, между тем, с другой стороны и др.)
Точность зависит от правильного словоупотребления, в первую очередь терминов (сравнение – это предметное или смысловое сходство явлений. Например: «Глаза как звезды…»)
Конкретность Цитирование Ссылка на первоисточник В.В.Виноградов писал: «Слово… является или средством четкого обозначения, и тогда оно - простой знак, или средством логического определения, тогда оно – научный термин» Виноградов В.В. Русский язык. –М.,1947. – С.12
Примерный алгоритм разработки творческого исследования: проблема тема актуальность цель результат
Проблема как категория предлагает открыть, доказать, изучить с новой стороны любовь – страсть любовь – жалость любовь – привычка любовь - поклонение
Тема отражает, уточняет проблему «Любовь должна быть трагедией» «Любовь или сумасшествие?» «Любовь – чувство, которое не нашло истолкование» «Любовь – большая награда» «Существует ли идеальная любовь?»
Актуальность обосновывает необходимость проведения исследования Любви неугасающее чудо Оно живет и правит на земле – Из всех чудес единственное чудо: любовь к родителям, к отчему дому, к единственному, дорогому человеку
Цель формулируется предельно точно, выражая основное в исследовании («выяснить», «обосновать», «выявить» и пр.); конкретизируется и развивается в задачах (последовательность действий)
Результат не противоречит целям исследования Имеются доказательства Определяются связи Сопоставляются образы и т.п.
ЭССЕ Публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения по тому или иному кругу проблем.
Проблематика эссе: философское историческое нравственно-психологическое литературно-критическое и др.
Эссе – жанр «размышлений» (от франц. essai- опыт, набросок). Сочетание событий, явлений, эмоциональных оценок, риторических оценок. Отличаются обширным цитированием, афористичностью определений, множеством характеристик.
ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных тем эссе: «Любовь должна быть трагедией» «Любовь или сумасшествие?» «Любовь – чувство, которое не нашло истолкование» «Любовь – большая награда» «Существует ли идеальная любовь?» Н апишите эссе, опираясь на произведения Чехова, Бунина, Куприна
Спасибо за внимание!